Изменяю себе


 Я, наверное, совсем тупой, потому что не могу понять, почему принципиальные люди так гордятся своей принципиальностью? По-моему, неспособность менять свои убеждения в течение жизни свидетельствует лишь о слабоумии их носителя. И, наоборот, умение отказываться от своих принципов под воздействием опыта — один из важнейших признаков интеллекта. [ я: а что такое опыт, как не взаимо- действие с миром,— жизненный опыт— это всегда взаимо: меняю мир, меняю себя;   меняю себя, меняю мир].


«Я никогда не менял своих убеждений!» — каждый раз, когда я слышу что-нибудь в этом роде, у меня замутняется сознание, даже не знаю, как реагировать. Ведь по большому счету, это звучит примерно так же, как «я никогда не летал на самолете» или «я никогда не выезжал из родного города». Вот только почему одни люди произносят подобные фразы с воинственной гордостью, а другие с таким уважением их воспринимают?


Представляете себе историю. Жил-да-был мальчик — умный, талантливый. Прочитал он в отрочестве стопку книжек о том, как надо и как не надо. И вот он решил: все — теперь это будут мои убеждения. Потом мальчик подрос, научился действовать, стал как-то контактировать с миром. Бац — а мир, оказывается, в его убеждения никак не влезает. И надо решать — либо менять мир, либо убеждения. Менять мир — это история героическая, это круто. А менять убеждения — это недостойно, это измена себе, это фу. Разумеется, повзрослевший мальчик (или девочка) выбирают вариант номер один. И с этого момента его жизнь становится историей про насилие. И над окружающим миром, и над собой.


Я все-таки точно совсем тупой, потому что я вообще не понимаю, почему выбор стоит именно так? Почему нельзя меняться самому (разумеется, не ломая при этом себе позвоночник), и в то же время менять мир — насколько это вообще тебе по силам? Более того, именно меняясь сам, ты и способен что-то изменить.
[ я: как понимаю «в тоже время»— значит,  одновременно  действенно участвуя в изменении мира»—

тогда в этом— не  однобокость позиции]
Самосовершенствование невозможно без отказа от ошибочных принципов и убеждений. Разве может юноша бледный со взором горящим расписать всю свою последующую жизнь? Он ведь для этого еще элементарно глуп.


Способность менять себя — главный инструмент совершенствования.
[ я: не стоит при этом забывать и игнорировать другой инструмент самосовершенствования:
а, именно,  активное действие в миру по трансформации материальных форм:

обратка, которая идёт от мира при таком взаимодействии с ним— это и есть стимулы к твоему совершенствованию в этих или иных дальнейших выборах взаимодействия.]


Даже эволюция (напомню, что Дарвин вовсе не противопоставлял свою теорию библейской версии происхождения мира) не работала бы, если бы все животные были бы такими же упертыми, как некоторые люди. Представляете себе картину: 360 миллионов лет обитатели океана, обнаружившие в себе признаки земноводности, вдруг все как один отказываются выходить на сушу: это противоречит нашим принципам! Наши отцы жили в океане, деды жили и мы будем жить! Правда, смешно?

Изменяю себе

Это вовсе не призыв к конформизму. Человек развивающийся не может быть конформистом. Конечно, естественный процесс смены убеждений можно имитировать в угоду обстоятельствам. Но точно так же в корыстных целях можно имитировать и принципиальность. Это совсем другая история, которой мы сейчас не будем касаться. Примем по умолчанию за основу презумпцию нашей искренности, иначе о чем вообще говорить?


Не знаю, как у вас, а у меня «измены самому себе» случаются регулярно. Последний раз я, например, полностью пересмотрел свои взгляды на то, что такое бизнес. Это произошло в результате работы над книгой про Яндекс. Общение с людьми IT-бизнеса, знакомство со спецификой «экономики знаний», поездка в Кремниевую долину — все это в корне поменяло мои представления о том, что такое деньги и как они зарабатываются.


А чуть раньше у меня значительно поменялись взгляды на природу власти. Это случилось после моих командировок в Японию, Южную Корею и Калужскую область. Я стал по-другому относиться к демократии и диктатуре, теперь эти понятия для меня вовсе не являются синонимами добра и зла.


А после того, как я еще в середине нулевых написал серию репортажей о межнациональных конфликтах, у меня сильно поменялся взгляд на национальную проблему — может быть, даже чересчур сильно. Потом, под воздействием не менее важных событий в моей жизни он значительно скорректировался.


А после того, как я стал много ездить по миру, я стал совсем по-другому смотреть на свою собственную страну. Как ни странно, отношения с Родиной в результате этих поездок значительно улучшились.


А после того, как у меня появились дети, мои ценности и вовсе пережили маленькую хиросиму.


И это не метания и колебания. Это нормальный путь развития личности. Только идиоты не меняются.
Живой, мыслящий человек отличается тем, что он способен употреблять глагол «заблуждаться» в первом лице единственного числа прошедшего времени: «Я должен признать, что я заблуждался на этот счет... То, что я увидел заставило меня во многом пересмотреть свои взгляды на эту проблему... После произошедших событий я уже не мог разделять свои прежние убеждения...» — именно в такие моменты человеческие лица выглядят особенно человеческими.


И знаете что, принципиальные вы мои. Именно такое отношение к ценностям и позволяет всю жизнь быть свободным, оставаться самим собой. Потому что держась мертвой хваткой за свои юношеские убеждения [я: и не только юношеские], невозможно не впасть в ложь. Реальность все равно сильнее, рано или поздно вы поймете, что уже давно и глубоко неправы, но будет поздно. Вы уже в капкане собственного имиджа, на вас — такого убежденного-преубежденного — смотрят как на свою собственность слишком много людей, которые не простят вам перемен. Придется врать, изворачиваться или же окончательно впасть в анабиоз, поверить в то, во что можно поверить только ценой утраты способности мыслить.


Вот только не надо меня сейчас ловить на слове «вера». Все равно не догоните.

»

(https://foma.ru/izmenyayu-sebe.html?ysclid=m5nvxy3yc7132718049)

—-/ ——

И, знаете, что тут немаловажно:

человек учился у мира, участвовал в мирской жизни и такое  деятельное соучастие с миром— ответно отражалось на его внутреннем содержании и внутреннем росте.

И все это относится и к прочим ценностям и установкам ( духовным и ментальным, в том числе):

Меняя мир,— меняемся сами!