У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и,призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. (Лук.15.11-35)
Синодальный перевод
Одна из самых сильных картин Рембрандта – та, что находится в Эрмитаже, «Возвращение блудного сына». Вернувшийся из горьких странствий сын припадает к своему отцу. Пав на колени, он прижимается к отцовской груди щекой. Перед нами спина в лохмотьях, грязная голая пятка и затылок, бритый, как у новобранца, уголовника или раба. Лица его мы не видим – весь ужас пережитого, вся боль, весь порыв выражены в судорожно напряженной позе. Зато мы видим лицо его отца, полное сострадания, любви и неземного покоя. Склонившись к сыну, он обнимает его ласковыми руками.
На создание гениального полотна художника вдохновила одна из самых драматичных притч, рассказанных Господом Иисусом Христом. Притчи, которыми Господь учил о Царстве Божьем, были наполнены самыми простыми и очень близкими для Его слушателей реалиями. В них действовали такие же люди, как и те, кто слушал Иисуса: пастухи, сеятели, виноградари, и речь могла идти о тесте, заплатах из небеленого холста, и о молодом вине. Но на самом деле в этих историях, рассказанных Христом, земное говорило о небесном: виноградник символизировал древний Израиль, потерянная монета и заблудившаяся овца – отошедшего от Бога человека или даже целый народ. И те, кто искал Бога, видели духовный смысл притч, те же, кто был сосредоточен на материальном, воспринимали лишь внешнюю канву сюжета. Так притчи одновременно и приоткрывали божественные тайны, и хранили их от лишенного веры, любопытного взгляда.
Притча о блудном, то есть загулявшем, сыне – история отца и двух его сыновей, двух братьев, говорит об отношениях человека с Богом и людей перед Богом. Младший сын сказал отцу: «Дай мне мою часть имения», то есть, «отдай мне мою часть наследства, которая досталась бы мне после твоей смерти». И, получив, что хотел, он ушел от отца «в страну далече» – «в далекую страну» или, точнее, далеко в сторону. Конечно, когда у молодого человека были деньги, не было недостатка в товарищах. Но деньги закончились, а в «далекой стране» наступил голод. И юноше пришлось пасти свиней. Заметим, что в среде людей, с которыми говорил Господь, свинья считалась «нечистым» животным, и в гораздо большей степени, чем теперь символизировала все низкое, недостойное, непотребное. И глубина падения блудного сына была такова, что он, как сказано, рад был есть вместе со свиньями из их кормушек, но никто ему не давал. И вот тут блудный сын вспомнил отца и совершенно справедливо рассудив, что он согрешил, решает возвратиться к отцу и войти в число его наемников – работников, потому что был уверен, что, отказавшись от отца и размотав его наследие, утратил право быть его сыном. Но отец, лишь увидев своего сына, сам бежит ему навстречу и принимает в свои объятия. «Отче! – говорит сын, – Я согрешил против Неба и перед тобою, и уже недостоин называться твоим сыном». Но отец велит слугам принести лучшую одежду, и перстень на руку, и обувь на ноги и заколоть упитанного тельца – для пира.
В это время с поля, с работы, приходит благочестивый старший сын. Он не любит младшего, считает его грешником. И, увидев пир, упрекает отца: «Сколько лет я служу тебе, и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими». Он уязвлен – радость отца о возвращении недостойного сына кажется ему несправедливостью по отношению к нему, достойному. И он не вырастает в ту меру, которую предлагает ему отец – видеть в другом брата, а не соперника, радоваться о его спасении и понимать, что пребывать с отцом и есть главная награда для сына: «Сын мой, ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надлежало радоваться и веселиться, что этот твой брат был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Мы можем узнать себя в каждом из сыновей, и в блудном, и в старшем, его осуждающем. Но если мы в здравом уме, то, конечно, мы не посмеем отождествлять себя с ним в том, что он никогда не приступал воли Отца. Зато мы часто оказываемся в его роли, когда осуждаем отпавших от Бога людей. Мы забываем тогда о том, что Господь пришел ко всем – и праведникам, и грешникам, чтобы призвать к Себе всех и дать шанс на спасение каждому.
И, конечно, не сыновья являются духовным центром притчи, но их милосердный отец. Это притча о том, как Отец наш Небесный относится к человеку: именно как к своему сыну, любимому несмотря ни на что. И таков масштаб этого дара сыновства, что чужими для Бога мы стать уже не можем.
Притча о блудном сыне говорит не только о том, как Бог относится к нам, а мы – друг к другу, но и о том, как мы относимся к Богу. Часто человеку нужна помощь от Бога, но не Он Сам. Часто мы вспоминаем о Боге лишь тогда, когда попадаем в тяжелую жизненную ситуацию. Такие отношения недостойны нашего призвания быть сынами Всевышнего. Когда-то, совершив в Раю грех, человек отошел от Бога – отправился далеко в сторону, «в страну далече», и теперь каждый из нас призван вернуться к Отцу нашему Небесному, и божественная благодать, милующая и спасающая, предваряет нас на этом пути, как в притче, распространяясь на каждого, кто решает обратиться к Богу: «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав, пал ему на шею и целовал его». Аминь.
Комментарий
" Это притча о том, как Отец наш Небесный относится к человеку: именно как к своему сыну, любимому несмотря ни на что. И таков масштаб этого дара сыновства, что чужими для Бога мы стать уже не можем."
Всё и Всегда возвращается в реальность своего Единства. В Единство Истока(Бога).
Добро пожаловать в
ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света)
Регистрация
или Вход
© 2024 Created by ADMIN. При поддержке
Вы должны быть участником ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света), чтобы добавлять комментарии!
Вступить в ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света)