Темная сторона медитации: в каких случаях развитие осознанности может привести к психологическому кризису

Медитацию сегодня представляют как универсальный инструмент умственного усовершенствования, который сделает мир лучше — избавит нас от негативных эмоций, чрезмерного стресса и погони за потребительскими удовольствиями. Но у медитации есть и темная сторона, о которой говорят гораздо реже. Вместо спокойствия и умиротворения медитация может вызвать целый спектр негативных переживаний и даже спровоцировать вспышку полноценного психоза.

После 10-дневного ретрита по медитации випассана 25-летняя американка Меган Вогт оказалась в психиатрической клинике. Из медитационного центра ее пришлось забирать родителям — сама сесть за руль она была не в состоянии. Ей казалось, что окружающие люди — ее собственные психологические проекции. Она не могла отличить реальность от воображения и говорила, что должна умереть.

До того как попробовать медитацию, Меган страдала от тревожного расстройства и принимала медикаменты, но никогда не была склонна к суициду. После лечения в клинике она пришла в относительно стабильное состояние, но постоянно думала о том, что произошло на ретрите. Спустя 10 недель она покончила с собой, бросившись с моста.

Что такое «темная ночь души»

Это редкий, но далеко не единственный случай психологического кризиса, наступившего после интенсивных занятий медитацией. В академической литературе об этом стали упоминать лишь недавно, но в буддистской традиции такие проблемы хорошо известны и задокументированы.

В одной из сутр есть строки о монахах, которые сходят с ума и кончают с собой после медитации на смертность. Никто не говорил, что просветление — это легко.

Как писал буддийский учитель и психолог Джек Корнфилд, если вы не столкнулись с болью и страхами, значит, вы еще не начали медитировать. Обычно эти переживания считают одной из стадий на пути к просветлению. Самая сложная из этих стадий — «темная ночь души», во время которой человек осознает иллюзорность собственного «я» и пустотность всего сущего. Осознание этой истины сопровождается страхом, отчаянием и психологической борьбой.


Однажды у меня была очень глубокая «темная ночь», которая продлилась девять месяцев. Я испытывал отчаяние, панические атаки, одиночество, паранойю и слуховые галлюцинации. Я не мог нормально общаться с семьей и постоянно прокручивал в голове мысли о смерти.

— из буддистского блога

Современная медитация давно отделилась от буддизма и многими воспринимается как абсолютно безобидная практика — что-то вроде утренней гимнастики для ума. Как можно нанести себе вред, просто сидя и наблюдая за собственными мыслями или дыханием?

Обычно ничего плохого действительно не происходит — можно медитировать годами и не разу не пережить ничего похожего на «темную ночь».

Польза медитативной практики хорошо описана в научной литературе: медитация помогает при лечении депрессии и тревожного расстройства, снимает стресс, облегчает воспалительные реакции, может улучшать концентрацию, память и творческое мышление. Но некоторым секулярная версия медитации приносит не только пользу, но и массу психологических проблем.

Что наука знает о кризисах духовной практики

Исследованием темных аспектов медитации занимается психолог Уиллоуби Бриттон из Браунского университета. Во время практики в психиатрической клинике она встретила двух пациентов, которые оказались в лечебнице после ретрита. По иронии судьбы, вскоре она сама попала на ретрит по медитации и тоже испытала полный комплект «всевозможных непростых состояний»:


Я думала, что реально сошла с ума. Я думала, что у меня нервный срыв. Я имею в виду, что я понятия не имела, почему со мной вдруг внезапно всё это происходит — например, почему я испытываю огромный ужас. И только гораздо позже я выяснила, что это классические состояния, проявляющиеся на определенных стадиях медитации, о которых я узнала столь печальным образом.

— из интервью с Уиллоуби Бриттон

Бриттон решила подробно изучить эти непростые состояния. Вместе с коллегами она запустила проект под названием «Многообразие медитативного опыта» и в 2017 году опубликовала первую итоговую статью. Почти каждый из более 100 опрошенных участников исследования неоднократно испытывал «нежелательные состояния» во время медитации.

Среди этих состояний — усиленная чувствительность к свету, потеря физических ощущений, снижение или усиление эмоций, нарастающее чувство тревоги, деперсонализация и проживание травматических событий из детства. Иногда негативные «побочные эффекты» медитации длятся целыми месяцами.

Во многих медитационных центрах знают об этих проблемах и не допускают к ретритам людей с психиатрическими диагнозами. Но почти у половины участников исследования, обнаружила Бриттон, не было истории травм и психиатрических нарушений. Многие из них были сами опытными учителями медитации — тут вряд ли годится объяснение, что они медитировали как-то «неправильно». Согласно одному из ранних исследований трансцендентальной медитации, у более опытных практикующих было даже больше негативных последствий, чем у новичков.

После начала исследования к Бриттон обратилось несколько сотен человек, страдающих от нежелательных последствий медитации. Чаще всего проблемы начинались во время интенсивного ретрита — например, курса випассаны по системе Гоенки. Один курс обычно длится не меньше недели, и каждый день участники медитируют по 10 часов. Им нельзя разговаривать, смотреть друг другу в глаза, писать, читать и пользоваться любыми гаджетами. Для многих такой курс становится освобождающим переживанием. Для других всё кончается гораздо хуже.


Даже Далай-лама признает, что с медитацией нужно обращаться осторожно: «Западные люди переходят к глубокой медитации слишком быстро: им нужно узнавать о восточных традициях и тренироваться больше, чем они делают обычно. В противном случае возникают ментальные и физические трудности».


Но для того, чтобы испытать на себе эти трудности, необязательно отправляться на ретрит. Проблемы могут возникнуть даже после использования мобильных приложений типа Headspace.

Как медитация стала мейнстримом и что в этом плохого

Медитация осознанности (mindfulness meditation) возникла в США в 1970-е годы как приложение дзенской практики дзадзен и системы випассана. Специалист по молекулярной биологии Джон Кабат-Зинн выбросил из медитации всё, что ассоциировалось с религиозным и мистическим — гонги, благовония, мантры и поклонение статуям Будды. Он открыл собственную клинику, в которой помогал обычным американцам стать более стрессоустойчивыми и лучше справляться со своими рабочими обязанностями.

Сегодня осознанность превратилась в многомиллионную индустрию. Приложения для медитации бьют по популярности аудиокниги и подкасты.

В Великобритании программы по развитию осознанности рассматриваются на законодательном уровне. Медитируют все: офисные сотрудники, полицейские, домохозяйки, военные, заключенные тюрем, учителя, школьники, бизнесмены и кинозвезды.

Поколение битников и хиппи с помощью медитации, йоги и психоделиков стремилось к пробуждению космического сознания и миру во всем мире.


Пятьдесят лет спустя фондовый менеджер Дэвид Форд описывает пользу от медитации так: «Я стал гораздо спокойнее реагировать на волатильные рынки».


Люди постоянно слышат о том, что медитация приносит сосредоточенность, радость и любовь. В результате они оказываются не готовы к тому, что обнаруживают в своем подсознании хаос, отчаяние и страх.

По мнению Уиллоуби Бриттон, главная причина для беспокойства — это замалчивание проблемы. Современное «движение осознанности» делает упор в первую очередь на позитивное воздействие медитации на повседневную жизнь — снятие стресса, повышение концентрации и работоспособности.

Но медитация — это мощное средство исследования собственного ума, а не способ самоуспокоения.

Как отмечает один из ведущих исследователей осознанности Ричард Дэвидсон, есть два способа применения медитации — глубокий и поверхностный. Первый способ направлен на изменение характеристик своего «я» и постижение природы сознания. Второй помогает расслабиться после трудного дня, сосредоточиться на текущих задачах и получать больше удовольствия от маленьких радостей повседневной жизни. Но на самом деле граница между этими двумя способами очень хрупкая.


Буддистская медитация была разработана не для того, чтобы сделать нас более счастливыми, а для того, чтобы радикально изменить наше восприятие себя и окружающего мира. Поэтому неудивительно, что у некоторых медитация вызывает негативные эффекты — диссоциацию, тревогу и депрессию.

— из книги Мигеля Фариаса и Катерины Вилкольм “The Buddha Pill: Can Meditation Change You?”

Кому медитация может навредить

Исследования только начинают проводиться, поэтому ответить на этот вопрос пока сложно. Одно можно сказать более-менее уверенно: негативные последствия медитации вызывают те же самые механизмы, которые делают ее полезной.

Благодаря исследованиям нейрофизиологов мы неплохо знаем, как медитативная практика воздействует на мозг. В первую очередь, она укрепляет префронтальный отдел коры головного мозга, который отвечает за внимание и контролирует работу лимбической системы. В результате мы начинаем лучше отслеживать свои эмоции — они перестают управлять нашим поведением.

Для людей с повышенной импульсивностью это хорошо. Но иногда контроль становится слишком сильным: люди перестают чувствовать эмоции вообще, словно эту функцию отключили.


Я стал асоциален, и казалось, что даже с самыми близкими друзьями меня теперь разделяет огромная пропасть. Я не чувствовал себя частью чего-либо человеческого и боялся, что так будет всегда.

— «10 дней молчания и мысли о содомии. Как я прошел випассану»

Медитация учит наблюдать за своими мыслями и эмоциональными состояниями со стороны. Многим людям удается использовать эту способность себе на пользу. Но у тех, кто склонен к диссоциативным расстройствам личности, медитация может вызвать психологический кризис.

Раскол между «участвующим я» и «наблюдающим я», который является одной из целей медитации, в психиатрии считается симптомом целого ряда психических заболеваний.

Ощущение нереальности происходящего, отделение от собственного тела, мыслей и ощущений — переживания, о которых сообщают многие из опытных медитирующих.

Глубокая медитация поднимает со дна психики подавленные воспоминания, эмоции и переживания. Некоторые оказываются абсолютно к этому не готовы. Это сложная терапевтическая работа, которую лучше проводить вместе со специалистом. Если вы находитесь на ретрите, на котором нельзя даже разговаривать, воспоминания о травматическом опыте могут привести к повторной травме. Совет, который обычно при этом дают — «просто успокойся и продолжай медитировать», — не помогает, а может привести к еще более глубоким нарушениям.

Медитация вызывает дополнительный выброс серотонина — нейромедиатора, который управляет многими системами организма. Обычно это способствует ощущению спокойствия и счастья, а также помогает при мягкой депрессии. Но иногда излишки серотонина могут вызывать сильную тревогу — точно так же, кстати, действуют некоторые антидепрессанты.

В результате вместо расслабления человек ощущает приступ страха или паническую атаку. У людей, склонных к шизофрении, медитация в отдельных случаях может вызвать психоз.


Я ощущал себя живым, мертвым, всеведущим, бессмертным, несуществующим, геем, гетеросексуалом, телепатом, цветком, сгустком чистой энергии и атомной бомбой. И это еще были относительно позитивные переживания.

— Майкл Холден. «Другая сторона рая: как я покинул буддистский ретрит в наручниках»


Сейчас психологи разрабатывают специальные курсы медитации, которые учитывают особенности психики человека. Судя по всему, умеренные занятия медитацией, совмещенные с психотерапией, могут помочь при лечении шизофрении и посттравматического расстройства.

Исследования медитации часто преувеличивают позитивные стороны этой практики. Крупные метаанализы показывают, что многие из этих исследований базируются на очень шаткой основе и содержат массу недостатков: малые размеры выборки, отсутствие контрольной группы и статистические погрешности. Ученые обычно сосредотачиваются на одном позитивном аспекте медитации и не спрашивают участников о побочных эффектах. В результате создается искаженное впечатление, что медитация полезна всегда и во всем.


«Сейчас в отношении медитации имеет место такая догма: если она не работает, то на ее ограниченность всё равно не обращают внимания», — замечает Уиллоуби Бриттон. «Нам говорят, что мы неправильно практиковали. Но, возможно, дело не в человеке и не в практике. Истина человеческого существования состоит в том, что нет такой вещи, которая работала бы для всех».


Медитация — это мощный инструмент исследования и изменения человеческой психики. Для многих людей медитация может быть очень полезной. Но мы по-прежнему плохо понимаем, как работает эта практика, поэтому относиться к ней нужно осторожно и ответственно.

Источник

Представления: 1131

Комментарий

Вы должны быть участником ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света), чтобы добавлять комментарии!

Вступить в ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света)

Комментарий от: Аврора, Январь 26, 2019 в 11:00pm

Аврора, ты напоминаешь мне меня самого, но в нетрезвом виде )) Неконтролируемый всплеск эмоций...

Ну почему же не контролируемый?:) Обдуманный ответ в трезвом состоянии. И конечно же я не считаю что ты меня вдруг возненавидел за выставленную статью. Правда я не поняла с чего ты увидел в той статье пропаганду мясного питания, это честно говоря меня удивило, так как акцент в статье делался на ПРАВИЛЬНОЕ вегетарианство и на то что организм всё таки не может нормально функционировать без животных белков. А уж как и откуда он (организм) получает эти белки, ему абсолютно всё равно. У организма нет морали, нет идеологий, нет ничего того, что присуще человеческому уму с его воззрениями. Организм просто берет из пищи то, что ему нужно для строительства новых клеток и для всего того что обеспечивает человеку его жизнедеятельность. И всё! Поэтому тут как бы нужно найти компромисс между тем что диктует ум с его идеями, модными тенденциями, еще какими-то соображениями и тем что действительно важно и нужно для нормальной работы организма в целом.

Всё что я написал- это искренно. Как это объяснить другими словами, я не знаю.

Верю! И вижу:) Да и другими слова не объяснишь:) А уж такими оскорбительными тем более. Каждый сам к этому приходит, и хорошо, если это происходит естественным путем - тогда, когда человеком движет не столько идея, сколько сам организм. Просто вдруг пропадает желание к мясной пище, и не то что она вредная или зверюшек жалко, а организм сам "говорит" нет, мне этого не надо. И просто человек спокойно без борьбы с самим собой и без пренебрежения к потребностям своего организма перестает кушать мясо. Вот когда это происходит вот так естественно, то и агрессии к приверженцам другого питания нет, потому что нет идейных войн, нет деления на хорошо-плохо, полезно-вредно, духовно-бездуховно, нравственно-безнравственно, милосердно-не милосердно и так далее. Понимаешь? Когда человек приходит к вегетарианству по идейным и каким-то моральным соображениям, то всё что не соответствует этой идеологии становится для него враждебным, низким, плохим.... и это надо уничтожить.Отсюда и агрессия.

А по сути люди таким образом, отстаивая такую свою идеологию на самом деле борются с самими собой - с потребностями своего организма, убеждая и самих себя в верности и правильности вот такой принятой ими идеи. Да, оно и сама идея-то может быть хорошей и правильной, но вот то, как она отстаивается, чему противопоставляется, с чем и с кем борется, это всё говорит о самих людях и о том что именно ими управляет.

Что касается фанатичности и т.п., то просто зайди в разные группы во Вконтакте по сыроедению и почитай, что люди пишут. Там есть истории исцеления буквально каждый день. Истории исцеления от любых болезней.

Да! Читала, слышала, в том числе и от друзей по жизни, не из интернета, так же знаю что людям это во многом помогало по здоровью.

Если тебя зацепила моя резкость, то извини.

Нет, не зацепило, не обидело и не возмутило:) Серёж, мы ведь давно знакомы и я тебя как мне кажется не плохо знаю:) Да и в общем-то мне понятна твоя реакция, поэтому и нет никаких обид.

Комментарий от: Георгий, Январь 26, 2019 в 9:21pm

            Следует научится слушать и слышать своё собственное тело. Оно всегда требует и нуждается только в том, что ему необходимо для поддержания своего здоровья, развития и жизни.   И если требуются изменения в питании, то тело само подскажет об этом. Нам следует учиться слушать тело и исполнять его запросы. А не заниматься принудительными изменениями в питании. Насилие над природными данными тела  всегда скажется на его состоянии здоровья и продолжительности его жизни. А все изменения, которые происходят с нашими телами в процессе их эволюции всегда носят комплексный характер, постепенны и своевременны. Всему своё время.

Комментарий от: Сергей Серпантин, Январь 26, 2019 в 8:48pm

Спасибо, СЕлена. Хоть у кого-то я вызываю позитивные эмоции ))

Майя, мне уж самому эта заезженная тема надоела. Я уже писал, что вегетарианство- это не духовность никакая, это просто норма как бы. Плюс к этому не сказал бы, что уж очень люблю животных. Они очень интересные создания и часто поразительно удивительные создания. Но я, допустим, запросто могу убить собаку, которая кинется на меня, да ещё и хозяину по башке дать за то, что без поводка выгуливает. Всё лето в лесопарк ходил с ножом для самозащиты и готов был его применить.

Что касается животной природы, то со всем согласен. Да, всё правильно вы написали. Можно другие примеры привести. Война, например. Начнётся война, и наша духовность будет уже другой как минимум, а я,скорее всего, вообще стану антидуховным )) Жестокость заложена в генотипе человека, и для её проявления много не надо... Меня очень легко вывести из себя, поскольку я негармоничен, к сожалению. А если уж я алкоголь принимал, то тут вообще может быть полный финиш, как говорится... Качнуть может как в состояние эйфории, так и в состояние ненависти ко всему, и в том числе к самому себе...

Комментарий от: Честных Николай михайлович, Январь 26, 2019 в 7:15pm

Елена-Омега, так я ни на кого не обижаюсь, просто работаю...Вы правы Посвящения дают многое, открывают возможности, но и увеличивают ответственность...

Посвящений у меня достаточно. я в этой работе уже больше двух десятков лет, есть и достаточно высшие посвящения...Я просто Мастер в тех направлениях что работаю и уже достаточно вывел людей...но я их только определяю в начальных параметрах, иногда поддерживаю во время их Пути, если есть на то их желания, но в основе их отдаю им полную самостоятельность развития индивидуальности...

 Вот вы говорите, что собрал много инфы...но я не собираю инфу, я практически не использую источники, которые выведены в физической реальности...за очень редким исключением, дабы понять какой либо феномен и определить свою платформу видения в этом...

Кроме прочего, моё отношение к этому обусловлено опытом...ибо я не делаю тайны ни о одной своей находке, всё в свободном доступе, я каждому предоставляю полное право выбора и действия, единственное о чём всегда говорю, так о ответственности выбора сознания...

Все мои находки в основе своей находятся на моём сайте и там нет сторонней информации, всё лишь результаты собственного опыта и работы с сознанием...а в контакте...там мизер...менее  сотой доли процента, поэтому судить лишь по той информации...я бы сказал-----не совсем отражает уровень моей работы...

я практически могу работать с любым человеком и создать ему достаточное ускорение духовного возвышения...

Но здесь всё зависит от самого человека, ибо полный Круг воспитания духовно возвышенной Личности  до достаточно высокого ранга занимает  почти 8 лет и это нужно самостоятельно работать---пахать, что называется практически каждый день...

Я сам прошёл через подобное обучение...

Но с годами работы понял одну простую Истину...не нужно лезть, навязывать, насаждать, спорить, утверждать или угождать, доказывать и так далее....если сознание не готово к восприятию информации то не стоит настаивать, и давать лишь только что требуется...

Я много пытался в своё время убедить разных Идущих, скажем так, практически без результата, поэтому сейчас, если с кем я сейчас работаю, топросто иногда отвечаю на их вопросы, если они у них возникают....я даже не настаиваю, чтобы они читали мои статьи или сообщения, ибо сами в своей индивидуальной работе, они приходят к тому же, но только через собственное осознание...иначе...те же мысли, но выражают их языком собственного осознания...Это удивительно...

В своей же работе я работаю с тем , что мне нравится, разрабатываю те системы и схемы, которые считаю необходимыми на данный период времени....

Если я даю информацию через статьи, то они все пре подтверждены практически теми силами с которыми я работаю...

Если брать срок в 8 лет, то сейчас можно сказать по этому я работаю на третьем уровне...хотя по по объму несколько выше....

Человек который только начинает осваивать первый уровень, чтобы подойти к серьёзному посвящению должен достигнуть очень много, чтобы получить данное посвящение и перейти на уровень работы...но и здесь работа идёт чисто по инициативе нашего сознания, ибо, как говорится---сколько потопаешь---столько полопаешь---

У меня допустим работа идёт практически вслепую...естественно со мной постоянно работают....ибо я и слышу и вижу, создают разные условия для работы----Лабиринт---правило Лабиринта---создание разных ситуаций ---, естественно разные временные аномалии...это тоже часть работы...вообще здесь всего столько...хватит работы на всех....у меня просто общий пакет...я могу по своему желанию углубляться в ту или иную область, выбирать, создавать....Вся моя информация на понимании и осознанности происходящих процессов....

где то приблизительно так, если кратко---Мои Учителя говорят---могут дать чистую информацию, чистое знание, возможности, навыки...но я лишь буду бледным подобием, ибо ими не стану, да и нет необходимости, но при этом не смогу вырасти, как осознанная индивидуальность...полностью обладающая творческим подходом к любой проблеме...поэтому Я---Конструктор...у меня и Учителя подобного плана и Я---Странник, ибо хожу от системы к системе...просто Учусь сам...учу других...но в этом процессе стараюсь использовать те навыки, которым меня научили, поэтому у меня нет стремления, чтобы мои Ученики были Тенью меня...я стремлюсь---чтобы они стали Творцами собственного Я

Комментарий от: Лариса, Январь 26, 2019 в 7:14pm

Практик, создавая вокруг плотного тела особый род кривизны пространства, поляризуя который , происходит непрерывная прокачка через плотное тело нескончаемого потока кривизны пространства , получает неуязвимое целостное, стойкое к элементам хаоса безсмертное тело с беспредельными космическими возможностями, которое может свободно перемещаться в первичной, вторичной и третичной материи.     Елена, объясните, пожалуйста, попроще про эту прокачку кривизны пространства. Как это понимать?  Разве бессмертным тело  не становится при схождении духа в него? Когда прекращается процесс энтропии? И еще. Тело Света и огненное тело-это разные тела? Что такое тогда вообще-огненное тело?

Комментарий от: Лето, Январь 26, 2019 в 7:02pm

Есть статистика, что за последние 1200 лет в районе Тибета ,Китая было зафиксировано около 160 000 случаев реализации Радужного тела Света.

откуда это?

считаные единицы случаев задокументированы

Комментарий от: Елена-Омега, Январь 26, 2019 в 6:26pm

 Честных Николай михайлович !

Я понимаю ваш праведный гнев, что  вам хотелось бы иметь  истинные  знания в открытом доступе, без  тайн посвящения ,без отбора, без ограничений передачи по кланам и родословным  или  без условий  только для избранных и готовых учеников.

Кстати, настоящий Мастер берет на себя  ответственность за выбор и развитие ученика.

Истинных  Знаний «на заборе» вы не найдете, увы. Алмазы на дорогах не раскидывают.

 

Припомню еще одно изречение: « не мечите бисер перед свиньями».

Мастера выбирают учеников, это их обязанность   и  право, нам ли судить.

 

Я зашла на вашу страничку  в ВК. Вы проделали огромную и кропотливую работу по сбору инфы, аналитику. Но, простите, для меня лично, вся собранная вами инфа- просто шлак.

Будьте честны сами с собой, как эта информация , к примеру , поможет вам в реализации Радужного тела Света.

 

Есть статистика, что за последние 1200 лет в районе Тибета ,Китая было зафиксировано около 160 000 случаев реализации Радужного тела Света.

 

Неграмотные бедные тибетцы без интернета и благ современной цивилизации, лишь  благодаря  традиции  и преемственности от настоящих знатоков смогли. А мы?

 

А знаете ли вы, что потеря плотного тела недопустима, без него нет дальнейшего совершенствования. Это утрата всего для личности в данном воплощении.

 

 Смысл рождения в человеческой форме- уникальный шанс для огненной трансформации материи тела

( иначе- огненное крещение огнем, одухотворение, вознесение).

Обьединение  плотного, тонкого и огненного тела в Единую структуру ( дваждырожденный, рождение свыше,Человеко-Дух.)

 

Практик, создавая вокруг  плотного тела особый род кривизны пространства, поляризуя который , происходит непрерывная прокачка через плотное тело нескончаемого потока кривизны пространства , получает неуязвимое целостное, стойкое к элементам хаоса безсмертное тело с беспредельными космическими возможностями, которое может свободно перемещаться в первичной, вторичной и третичной материи.

 

Поэтому, не надо обижаться на несовершенства мира , внешнее несовершенство лишь отражение нашего внутреннего состояния Сознания. Как говориться, нечего пенять на зеркало, коль  …..

Мне тоже обидно… за упущенные возможности, но.. в этом я могу винить только себя.

Комментарий от: Олег Версин, Январь 26, 2019 в 5:52pm

рекламная компания по транцендент медитации была вкинута темными   в силу их заинтересованности в подключках через тонкий план

Комментарий от: CЕлена, Январь 26, 2019 в 4:07pm

Лжецыи лицемеры!!!

Сколько просветленности и любви в этом высказывании.)))

Впрочем такой же  толерантный автор блога меня удалит за несогласие с ее такой же толерантной подружкой.)))

Но извините не смогла пройти мимо лицемерия.

Сережик! Я за тебя рада. Ты меняешься.)))

Комментарий от: Честных Николай михайлович, Январь 26, 2019 в 3:18pm

"Тайность" знаний, это ерунда, их вообще не должно быть, все должно быть открыто и прозрачно...Тайность есть Искушение власти...всё перечисленное и дилетантство и выхолащивание и так далее, есть продукт и следствие вот таких тайных доктрин...

любят уж у нас, извините, на простом создать великое учение и тайну...как следствие особо приближённых и так далее и тому подобное и как правило то, что должно двигать цивилизацию, становится уделом---достоянием кучки людей или иных существ, которые по какой то причине считают себя особо выделенными из всех...

Основание правда для этого не вижу...Можно говорить о готовности или не готовности тех или иных Душ к этому, но позвольте---это же работа Учителя, чтобы создать так, чтобы было доступно, как более многим...Естественно поголовно этим никто не будет заниматься, но как начальная стадия могла бы помочь многим найти себя во всех этих Знаниях. направлениях развития...которые считаются тайными-----а значит доступными малому числу людей...

А тайна Знания это величайшее искушение и соблазн для любой Души...конечно у нас самая главная отмазка это та, что ещё не готовы воспринять знания...тогда другое---а кто собственно не давал этим Учителям готовить людей, цивилизацию к Восприятию данного Знания? Что для этого сделано?

На протяжении тысяч лет очень малыми частями вбрасывание того или иного и потом века дикого разгула...Здесь ясно...что молоток допустим...могут применять не только для того, чтобы гвозди забивать...

Поэтому думаю нужна, как можно большая доступность...а учителя тоже должны учиться большему

Поддержка проекта

Приглашаем

Последняя активность

Эль оставил(а) комментарий на сообщение блога Эль УРАГАН.
" Николай, признательна Вам!         «  Зорко одно лишь сердце.            Самого главного глазами не увидишь …»"
3 час. назад
Лариса оставил(а) комментарий на сообщение блога Лариса Приход новой энергии на планету из центра Галактики.
"Самая замечательная планетарная новость за все время, которое я нахожусь в этом воплощении!!! Сферы появились не сами по себе. Этому предшествовала многолетняя работа всех тех, кто прибыл сюда для освобождения Земли и человечества, в том числе и…"
3 час. назад
Сообщения блога, созданные Лариса
4 час. назад
Сообщение блога, созданное Николай

Послание «Божественное Венчание»

 Вечность в капле Океана разгорается, Любя,И звонит Колоколами и стучит во все Сердца!И поет она, ликуя, и целует МАТЬ свое Дитя,Колыбельную исполнит и отправит в Новые Края!Путешествовал ты много, и продолжишь Путь ЛЮБВИ,Ждет у Нового Порога твой Божественный Хранитель!Повстречает и Направит, даст и Коды и Ключи,Примешь Новые Программы Новой АРА/НЕО Жизни!А пока в…Посмотреть еще
4 час. назад
Лариса оставил(а) комментарий на сообщение блога Лариса Виды чипов и подключек. Зачем их ставят и как от них избавиться.Мария Шлоэн.
"Очень полезное и интересное видео. Насмеялась тоже, много очень юморных моментов. Про маты-тоже интересно.И о том, как ставят оборудование во время сна. Тоже рассказывала об этом. Поэтому всегда утром обнуляю все сны и нейтрализую все…"
7 час. назад
Лариса оставил(а) комментарий на сообщение блога Эль Проклятье стран после войны.
"Дороговато для некоторых. Но она ведь живет в Германии, там это недорого. К тому же часть денег идет на проекты, часть-для приютов для животных.Ну и свой труд нужно ценить. "
7 час. назад
Эль оставил(а) комментарий на сообщение блога Эль Проклятье стран после войны.
"«  Где находится и стоимость? Закрытый канал в Телеграм.Абонентская плата – 700 руб. в месяц / 10 евро«"
8 час. назад
Лариса оставил(а) комментарий на сообщение блога Лариса Виды чипов и подключек. Зачем их ставят и как от них избавиться.Мария Шлоэн.
"00:19 Расторжение древних договоров 02:12 Что означает оборудование на тонком плане? 04:18 Зачем на человека навешивают оборудование? 10:13 Где и как можно "подцепить" оборудование? 21:52 Примеры каналов на которые согласились сами 32:28…"
8 час. назад

© 2024   Created by ADMIN.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования