В основе могущества США лежат не только доллары, подкреплённые авианосными ударными группами, но и соответствующие идеи, обслуживающие разрушающийся миропорядок. Мир трансформируется из однополярного в многополярный, а Запад, обороняясь, от бессилия вынужден вводить в отношении России санкции. Казалось бы, ответить России нечем и ввести ответные санкции Российская Федерация не может. Однако есть у нашего заокеанского «партнёра» крайне уязвимое место. И это отнюдь не экономика.

Удар по американской мечте

Идея, лежащая в основе англосаксонского мира, — это потребительская «американская мечта». Американский образ жизни — это не только купленный в кредит частный дом с зелёной лужайкой и личным автомобилем, но и ставшие нам уже привычными рестораны быстрого питания с гамбургерами и колой, громадные торговые центры и приевшаяся поп-культура. Всё это в комплексе оказывает на нас куда большее влияние, чем чужие подводные лодки на боевом дежурстве у наших берегов.

И раз быстро ударить по экономике нашего противника мы не можем, то бить следует по ценностям. Перефразируя философа Александра Зиновьева, если целиться по американской мечте, то можно попасть в Америку.

Макдональдс как зеркало американской мечты

Прежде чем понять, куда именно целиться и чем стрелять в американскую мечту, следует осознать принципы её функционирования. Пожалуй, наиболее чётко очертания нашей цели даны американским социологом Джорджом Ритцером в книге «Макдональдизация общества 5». Как утверждает Ритцер, в основе американского проекта глобализации (наиболее ярко выраженном именно в Макдональдсе), лежат следующие принципы:

1. Эффективность.

2. Просчитываемость.

3. Прогнозируемость.

4. Контроль.

На первый взгляд посещение Макдональдса позволяет эффективно с точки зрения времени и финансов утолить голод. Однако эффективно отнюдь не означает качественно и надолго. Так как в основе американских ценностей лежит не экономика, задачей которой является удовлетворение человеческих потребностей, а хрематистика как тяга к накоплению денег, то и в Макдональдсе упор делается не на качество продуктов, а на их количество. В результате покупатель получает много еды сомнительной ценности. Впрочем, аналогичная ситуация и в других сферах общественной жизни: продуктов массовой культуры много, но их качество оставляет желать лучшего.

Таким образом, эффективность по американскому образцу сводится к набору количественных показателей, то есть «больше = лучше». Следовательно, реализуемые продукты, будь то порции картошки с бутербродами или песни с фильмами, легко просчитываются.

Благодаря жёсткой стандартизации продукты американской мечты всюду одинаковы. Это относится не только к одинаковым во всех странах гамбургерам, но и к традиционно предсказуемым сюжетным линиям в кинематографе и безудержной тяге к созданию ремейков и киносиквелов.

Принцип контроля направлен на стимулирование потребителя быстрее поглотить предлагаемый продукт, оставить деньги и освободить занимаемое место для следующего клиента.

В США данные принципы распространились практически на все сферы жизни, начиная от питания, медицины и оканчивая отдыхом и образованием.

Теперь, понимая логику функционирования американской мечты, можно нанести удар и по самой «американской мечте».

Как ответить на санкции?

Наиболее чувствительным окажется удар по корпорациям-проводникам ценностей американского мира. Но не стоит уподобляться ура-патриотам, призывающим закрывать Макдональдсы по всей России, запрещать поп-музыку и американские фильмы. Это приведёт лишь к повторению негативного советского опыта в виде охоты за джинсами.

Коль у американских продуктов предпочтение отдаётся количеству, то нам следует заставить их сделать продукты качественнее. Проще говоря, макдональдсовский молочный коктейль должен быть именно молочным, а мясные котлеты должны быть из мяса. Стандарты изготовления продукции должны быть разработаны нами, а не навязаны нам заморским «университетом гамбургера». Стоит ужесточить требования к продукции фаст-фудного пищепрома, а в случае отказа от следования новым стандартам отказникам можно указать направление к ближайшей двери из России.

Аналогично можно ударить и по другим атрибутам «американской мечты», будь то Диснейленд или кинематограф.

Но ужесточение стандартов является лишь временной полумерой. «Русская мечта» — справедливость во всём — никак не связана с потреблением, поэтому стоит создать свой локальный аналог «американкой мечты» в сфере потребления.

Наш ответ Чемберлену: создать свой Макдональдс, Диснейленд и Голливуд

Нашей целью должна стать творческая переработка принципов функционирования и распространения американской потребительской мечты. Если у них сделан упор на количество, то нас же должно интересовать в первую очередь качество. Это должно касаться всего, начиная от заведений общепита, массовой культуры и заканчивая медициной и образованием.

Что нам мешает создать свой, евразийский, аналог Макдональдса с упором на качество продукции и учётом специфики кухни народов Евразии? Тем более когда об этом уже говорит глава государства. Разве мы не в состоянии воскресить свою «фабрику грёз», вернув из небытия эпические кинополотна «Мосфильма», цель которых — воспитание, а не развлечение?

Зачем нам американский Диснейленд в казахских степях? Разве у нас нет своей истории и своих национальных героев? Почему бы не дать свой «ответ Чемберлену», где под одной крышей добрыми соседями будут Илья Муромец и птица Самрук, восседающая в кроне дерева Байтерек?

Коль уж нас укоряют санкциями в экономике, бьют по банковской системе, то почему бы не отказаться от тех элементов американской мечты, что всех давно тяготят? В конце-то концов, грех не провести свою консервативную революцию во всех сферах общественной жизни. Тем более что нам так помогают и подсказывают верный выход из однополярного мира.