В страданиях всей жизни суть
Ибо нет лучших учителей,
Ведь огромный жизненный путь
Без них был бы длинней.
Человек снова и снова приходит, чтобы заново прочитать собственную книгу жизни, пройти теми же дорогами боли и страданий, и вновь уйти, так до конца и, не уверовавши — зачем?
“Страдания духа являют единственную лестницу кратчайшего пути”… – Листы сада Мориа. Зов.
СТРАДАНИЕ КАК ОЧИЩЕНИЕ
“Беги от жажды жить, самовлюблённости,
Невежества и развлечений.
Не будь рабом. Ведь только так
Ты сможешь положить конец страданиям.
Сбрось Цепь Рождения и Смерти.
Ты знаешь, что это за иго.
И тогда, освободившись в этой жизни от страстей,
Путь свой продолжишь ты,
Исполненный спокойствия и мира”. – Слова Будды “Гимны ранних буддистов”.
Страдание — река очищения, воды которой не только омывают душевные раны, врачуя и исцеляя, но и уносят с собой в водовороте жизненных коллизий и перипетий, не справившихся с её бурным течением.
Страдание – страда испытания или жизненный путь, который полон трудностей и преодолений, болезненных переживаний и состояний.
Жить, не смотря ни на что, играя со смертью, боясь одиночества, в путах болезни – путь страдания.
Жить, не оглядываясь в прошлое, не прогнозируя будущее и радуясь настоящему – путь Любви.
И выбор, как всегда, свободный…
Однако страдание не обособленное действие, ибо каждый из нас ощущал на себе его стягивающие до боли узы.
И здесь на арену выходит сострадание как акт сопереживания, но и здесь не всё так просто.
Внимание – рука любви, протянутая всегда вовремя.
СУТЬ СОСТРАДАНИЯ И ЕГО ИСКАЖЕНИЯ
Понимать сострадание этимологически, как совместное страдание или, соответственно усиленную сдвоенность болезненного состояния, значит применить известную теорию садомазохизма в реальных жизненных условиях, да и ещё с позитивной моральной преамбулой добродетельности.
Если бы эта сострадательная жертвенность действительно облегчала страдание или каким-либо положительным образом воздействовало на саму причину его возникновения, тогда бы вмешательство в чужую судьбу было бы в чём-то оправданным.
Но кто может предусмотреть последствия такой медвежьей услуги?
Поистине, высшая социокультурная идиосинкразия лежит в основе понимания роли сострадания. Ибо кощунственным выглядит сострадание предполагающее чувство жалости, или чувство участия в том, что и так невыносимо и больно другому человеку.
СТРАДАНИЕ И СОСТРАДАНИЕ В ХРИСТИАНСТВЕ
Более того, неверно воспринимаемая христианская модель сострадания, в основе которой – уничижение и ханжеское попрание человеческого достоинства, бессознательно подхваченная некоторыми, так называемыми общечеловеческими социальными институтами превозносится как высшее моральное достояние человека.
Какой глумливый гуманизм и какая скудость ума нужны, чтобы возвести в культ то, что требует избавления, освобождения и преображения, вместо возвеличивающего и горделивого фарисейства.
«Страдание есть последствие греха и зла. Но страдание есть также искупление, и оно имеет положительную ценность» – так чревовещают некоторые христианские моралисты, доходя до фанатичного исступления.
Представить болезненные родовые муки матери и страдание новорожденного ребёнка, как грех, зло или искупление, значит дойти до крайней точки человеконенавистничества, идеологической одержимости и душевного, демонического безумия.
Извращения самого понятия страдания и возведение его в культ самоистязания можно проследить на протяжении целой эпохи христианства.
Ведь даже символизм распятого Христа, искупающего деяния прошлого и будущего выглядит, по меньшей мере, несколько странно. Ибо искупить, то, чего ещё не было, или не произошло авансом да и ещё всему человечеству, значит взять кармическую ответственность за его судьбу и жизнь, а это противоречит всем известным законам бытия.
Действительный смысл Распятия заключается в Отречении от тленных и преходящих ценностей, эгоизма и стяжательства, ненависти и злобы, присущих материальному человечеству, движимому к саморазрушению.
Другое дело, когда образ воскресшего Христа, символизирующего возможности человеческого преображения и вознесения воодушевляет и вдохновляет человека на собственные достижения и эволюционную трансформацию благодаря Любви, Общинности или Братству и Истинному Состраданию или Благодеянию.
ИСТИННОЕ СОСТРАДАНИЕ
Именно деяния во благо человека лежат в основе его сострадательности. И здесь нет места унижающей человеческое достоинство жалости или эмоциональной участливости, усиливающей душевную или физическую боль.
Понимание причин страдания подразумевает действенную помощь в избавлении или, как минимум преуменьшении их гнетущей и давящей силы, контролирующей физическую, эмоциональную и ментальную природу человека.
Истинное сострадание – это сознательное усилие, направленное в сторону того, кто не ждёт, а взывает о помощи, и оно зиждется на знании о своих возможностях.
Сострадание – это способность человека найти совместно ту страду жизни, которая избавит страждущего от невыносимого бремени душевной или физической боли. Иными словами, в основе сострадания лежит высшая способность созидания.
И здесь нужно мужество, чтобы брать ответственность за судьбу или даже жизнь другого человека, а также способность видеть последствия такого соучастия.
“Созидающими были сперва народы и лишь позднее отдельные личности; поистине сама отдельная личность есть ещё самое юное из творений…
Созидать – это великое избавление от страдания и облегчение жизни. Но чтобы быть созидающим, надо подвергнуться страданиям и многим превращениям”. – Ф. Ницше. Так говорил Заратустра.
СОСТРАДАНИЕ КАК СТЕЗЯ ЦЕЛИТЕЛЬСТВА
Истинное сострадание – это стезя целительства, объемлющая многие аспекты прикладного действия, направленного на улучшение существующей ситуации в различных областях жизнедеятельности человека, но прежде всего его психического и физического здоровья.
Сострадание всегда предполагает содействие личности с её несовершенными инструментами выражения: чувствами и эмоциями.
Сострадать же на уровне души и вовсе невозможно, ибо душа ничем не ограничена, а значит – свободна, в том числе и от страданий.
Поэтому значительная сострадательная роль заключается в том, чтобы помочь другому человеку осознать собственную ограниченность и развернуть лицом к его душе.
И это под силу очень немногим. Ибо с одной стороны, страждущий человек должен быть готовым принять такую помощь, а с другой – быть способным к личной трансформации, что в условиях психического, или физического недуга очень маловероятно, так как ноющая личность слишком приковывает к себе внимание.
Ещё невероятнее выглядит попытка страдающего человека извлечь из своего страдания необходимые уроки, а также позволить сострадающему человеку направить его к истокам нынешнего болезненного состояния.
Таким образом, способность сострадания присуща далеко не каждому и в этом нет ничего зазорного и тем более трагичного.
Намного хуже, когда попытка помочь заканчивается фиаско или задействует скрытые механизмы далеко идущих негативных последствий.
Умение сострадать, не рядовое явление, не просто чувство или естественное ощущение, а комплекс целенаправленных мер, избавляющих человека от тягостного влияния и давления факторов, приведших к страданию, благодаря доброй воле, адекватной самооценке и знанию тонкости процесса поддержки и участия.
Сострадайте взвешенно, и умело, если вы способны действительно помочь таким образом.
Если же нет, то просто направьте всю свою любовь, на какую только способны тому, кому ваше сострадание помочь не может.
И тогда, возможно произойдёт чудо исцеления или преображения, которое задействует невидимые силы и способности, изменяющие наш несовершенный мир к лучшему, избавляя человека от его страданий.
Вы должны быть участником ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света), чтобы добавлять комментарии!
Вступить в ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света)