...Битва достигла своей кульминации, и Рама решил: «Наконец настал момент покончить с Раваной!»
И тогда Рама и Равана сошлись лицом к лицу. Они поливали друг друга градом стрел, и Рама сказал Раване: «Ты самый последний из воров и трусов, ты словно трусливый пёс, который крадёт пищу хозяев, когда тех нет дома! Ты украл мою жену, когда меня не было дома! Поэтому, как Ямарадж карает грешников, я покараю сейчас тебя! Ты негодяй и грешник, и сегодня я — Тот, Кто никогда и ни в чём не знает поражения, накажу тебя!»
Взяв стрелу с подобным тончайшему кинжалу наконечником, Рамачандра натянул тетиву, и ...голова демона слетела с плеч долой!
Надо сказать, что в тот момент у Раваны была только одна голова, хотя, как правило, их у него десять. Этот мистический демон мог менять формы, он мог даже превращаться в садху. Иногда он проявлял все свои десять ужасных голов и двадцать рук, но в тот миг у него была только одна голова и две руки, как у нас с вами. Наверное, с одной головой легче управляться на поле боя...
Хануман, Джамбаван и все остальные преданные воспевали:
«Джай Рама! Джай Шри Рама!»
« ... мы знаем, каких трудов стоит контролировать чувства, преодолевать гнев, зависть, ложное эго. Сколько бы вы ни пытались делать это, в самый неподходящий момент они вырастают и вновь оживают! »
И вот голова Раваны покатилась по земле, но вслед за нею сама по себе появилась ещё одна отрубленная голова, и вскоре поле боя покрывали тысячи голов Раваны! Каждая голова была точной копией первой, отрубленной стрелой Господа. Все головы венчали драгоценные короны, у всех был одинаковый цвет лица и глаз. И, несмотря на то, что все головы Раваны слетели с плеч, демон не прекращал сражаться!
Рама взял специальные острые стрелы и вновь начал срубывать головы Раваны. Но сколько бы он не делал это, головы Раваны появлялись вновь и вновь.
Головы Раваны и наши материальные желания
Видите ли, именно так происходит и с нашими материальными желаниями, с жаждой наслаждений, с вожделением. Практикуя процесс садхана-бхакти, мы знаем, каких трудов стоит контролировать чувства, преодолевать гнев, зависть, ложное эго. Сколько бы вы ни пытались делать это, в самый неподходящий момент они вырастают и вновь оживают! Мы можем поститься, воспевать мантры, и вроде бы все хорошо, но вдруг неожиданно для самих себя мы вновь оказываемся во власти вожделения, гордости, гнева, зависти. И каждый раз, когда мы срубываем их, они вновь появляются.
...Рама удивленно воскликнул: «Эта самая стрела сразила Маричи, она победила Кхару и Душану, та же стрела убила Вирадху, она могла пронзить насквозь сразу несколько толстых деревьев, она заставила закипеть целый океан, а теперь она не в состоянии сразить какого-то Равану?!»
Тогда Вибхишана сказал Раме: «В сердце Раваны — божественный нектар бессмертия. Брахма дал ему такое благословение, что, сколько бы голов и рук ему ни отрубили в сражении, они обязательно вырастут вновь. Единственный способ уничтожить Равану — пронзить самое его сердце стрелой, способной иссушить нектар бессмертия, и тогда уже ничто не спасёт Равану».
Что может погасить пожар материальных желаний?
И тут колесничий Индры Матали напомнил Раме: «Ведь у тебя же есть Брахмастра!»
Агастья Муни рассказал Господу, что эту стрелу Брахма изготовил для Индры, дабы тот мог сражаться с асурами. Дерево для этой стрелы принёс Вайю, вложив в него свою скорость, перья для неё дал Гаруда из своих крыльев, блестящий её наконечник — это сам Вивасван, бог Солнца, а жар этого наконечника — сам Агни.
«От этой стрелы невозможно укрыться, её нельзя сломать, она непобедима, и полубоги отдали её мне на хранение, а я доверяю её тебе, мой Господь. Воспользуйся ею, когда настанет нужный час», — сказал мудрец и дал Раме мантру, с помощью которой стрелу можно было пробудить ото сна и направить в цель.»
...И сейчас, в самый разгар сражения, Агастья Муни появился на поле боя и напомнил Господу об этой стреле. Он велел Раме воспользоваться ею, воспевая Адитья Хридайа-мантру.
Когда Господь Рамачандра вытащил стрелу из колчана, она ослепительно засияла, заискрилась алмазным светом. Вся Вселенная задрожала, едва эта стрела оказалась в руках Господа. Когда же он выпустил её, раздался необычайно прекрасный, громкий, грозный и вместе с тем нежный, чистый, божественный звук. Всё вокруг вспыхнуло белым светом. Все замерли, и сражение на миг остановилось... И демоны, и полубоги, и обезьяны — все участники битвы не могли отвести глаз от летящей ослепительной кометой чудесной стрелы!
«... единственное уязвимое место Раваны — самая глубина его сердца и он может быть повержен, только если туда выпустить особую стрелу. ... Любой другой процесс не сработает.»
И стрела достигла своей цели! Пронзив насквозь грудь ужасного, демона, разорвав на куски сердце Раваны, она выжгла нектар бессмертия. Фонтаном хлынула отравленная кровь ракшаса, и с диким рыком, сотрясшим всю Землю, он замертво рухнул наземь со своей гигантской колесницы.
Равана — само материальное желание во плоти
Как потрясающе символично! Вожделение, зависть, гнев, гордость, жадность и иллюзия — все они объединились и воплотились в облике Раваны. Этот демон — олицетворенные анартхи. А их не так просто изжить.
Мы можем практиковать бхакти-садхану один год или сорок лет — неважно, сколько времени, — но мы постоянно замечаем, как трудно контролировать чувства и бесчисленные желания. Даже при неукоснительном соблюдении принципов праведной жизни похоть, зависть и гнев часто продолжают проявляться в сердце и терроризировать нас, а через нас и всех окружающих. Сколько бы ни боролись мы с ними, как усердно бы мы ни воспевали, сколь искренне бы ни молились, они возвращаются. Анартхи не оставляют нас в покое! Почему? Потому что стрела должна поразить нас в самое сердце, и никак иначе.
Святое Имя — это та Брахмастра, которая одна лишь способна уничтожить Равану в глубине нашего существа. Маха-мантра срубает головы нашим анартхам, и мы никогда не должны дать им вырасти вновь.
Шри Чайтанья Махапрабху учил: тринад апи суничена тарор апи сахишнуна аманина манадена киртанийах сада харих. Необходимо воспевать именно в таком настроении, только тогда Святое Имя захочет войти в сердце, воцарится там и изгонит анартхи. Если мы искренне предаёмся и стараемся воспевать без оскорблений, в смиренном состоянии сознания, взывая к Святому Имени подобно тому, как голодное беспомощное дитя взывает к матери, тогда Шри Шри Радха-Кришна в форме Имени войдут в наше сердце и наполнят его собой. И никого не останется, кроме них, что уж говорить об анартхах. Путь садхана-бхакти призван просто очистить наши сердца до того уровня, на котором мы сможем воспевать Святое Имя чисто, без апарадх.
Вибхишана сказал, что единственное уязвимое место Раваны — самая глубина его сердца и он может быть повержен, только если туда выпустить особую стрелу. Есть только один способ сразить демона Равану в глубине нашего сердца, и способ этот — со всем смирением и преданностью предаться Шри Раме, позволив стреле его беспричинной милости пронзить наше сердце, то есть послушно предаться воле Гуру и Кришны. Любой другой процесс не сработает.
Даже Вишвамитра Муни, великий йог, аскезы которого выше человеческих возможностей и понимания, не смог справиться с Раваной своего сердца в одиночку.
« ... Почему преданные так радуются, когда Демоны погибают? Потому что мы знаем, что они возвращаются назад к Богу или, по крайней мере, достигают, по милости Господа, освобождения.»
Он пошёл в Ганготри и сидел в холодной воде шесть месяцев кряду. Он даже не дышал. Он делал всё, чтобы победить в своём сердце этого демона материальных желаний. И, казалось, ему это удалось, Равана будто бы умер в его сердце, и Вишвамитра погрузился в самадхи. Но тут появилась апсара Менака, и в сердце Вишвамитры снова выросли головы Раваны!
Как видите, нет другого способа справиться с Раваной, кроме как позволить стреле милости Господа, которую из своего лука выпускает Гурудев, пронзить наше сердце. Иногда это может быть больно, но ничего не получится, если мы не отдадим наше сердце и не позволим сделать это по доброй воле! Когда мы воспеваем имена Господа в таком смиренном сознании, все демонические качества в нашем сердце уничтожаются навсегда.
Фрагмент из книги «Рама-лила»,
автор Шрила Радханатха Свами