«Святые оплакивали свои добродетели, как грехи»

Здравствуйте, батюшка! 
Прошу Вашего совета, как лучше преодолеть такую страсть, как тщеславие. Только не подумайте, что тщеславие моё заключается в жажде почестей, в непомерном бахвальстве и явной гордыне! Такого нет! Это происходит на тонком уровне, практически неосознанно для меня самой: я вроде бы люблю помогать всем, не могу остаться безучастной к просьбам окружающих, подаю милостыню и т.п. Но после любого совершенного мною доброго дела в душе появляется какое-то сладкое удовлетворение собой. А также мне, как воздух, нужно одобрение окружающих, чтобы заметили мои "труды" и оценили их. Конечно, я и без "оваций" делаю добрые дела, но чаще всего всё-таки жду ответной реакции на сделанное. А если не получаю её, в душе затаивается обида на этого человека. Как тут быть? Получается, что я корыстна, ведь я боюсь потерять расположение людей ко мне. "Служу" близким людям в надежде получить благодать Божию! Мне страшно, что даже "добро" моё пропитано корыстью, ведь я думаю, что мои труды зачтутся мне на том свете. Подскажите, пожалуйста, как себя вести. Посоветуйте, что почитать по этому вопросу у святых отцов. 
Спаси Вас Господи! 
Заранее благодарна Вам.Анна

Дорогая Анна!
То, что Вы написали о себе, кроется в душе каждого человека. Не случайно по этому вопросу преподобный Иоанн в "Руководстве к духовной жизни" писал: "Быть свободными от славолюбия и тщеславия могут только те, которые совлеклись ветхаго человека". Именно по этой причине святые оплакивали свои добродетели, как грехи. Они испытали на себе и осознали, как трудно сохранить душу свою в чистоте при видении своих добродетелей. Они познали опытным путём, как быстро уязвляется душа человеческая страстью тщеславия.
Преподобный Иоанн Лествичник в своей книге "Лествица" называет тщеславие многообразным. Эта страсть имеет огромное количество разновидностей. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в своих Писаниях говорит: "Нападение других страстей бывает более явно, открыто, и в каждом из них искуситель, ниспроверженный строгим прекословием, сделавшись слабее, отходит, и потом поверженый противник слабее будет искушать своего победителя. А эта страсть, когда будет искушать душу с плотской стороны (например, красивыми одеждами и пр.), и щитом пререкания будет прогнана, то опять, как разнообразное зло, переменив прежний образ и личину, под ВИДОМ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ старается пронзить… победителя".
Поэтому святые отцы писали, что тщеславие побеждает нас и тогда, когда мы постимся, и тогда, когда мы скрываем от людей, что постимся; оно не оставляет нас и тогда, когда мы ходим в богатых одеждах, и тогда, когда мы снимаем их и взамен одеваем лохмотья. Во всём тщеславие старается победить нас: и в молитве, и посте, и поклонах, и походке, и голосе, и чтении, и знании, и смирении, и послушании. Одного тщеславие превозносит тем, что он очень терпелив, другого, что он очень скор на послушание, а иного тем, что он превосходит прочих смирением. Эта страсть старается уязвить человека не чем иным, как его же добродетелями!
И ещё один важный момент святые отцы отмечают в духовной жизни. Страсть тщеславия, будучи низложена, сильнее восстаёт на брань. Поэтому тот, кто думает, что низложил этого противника, ошибается, и тщеславие в нём только укрепляется. Тщеславие тогда становится опаснее, когда соединяется с добродетелями.
Когда человек не молится, не постится, не старается угодить ближнему, то чем же ему тщеславиться? А когда человек начинает воплощать это в своей жизни, тут-то и появляется повод порадоваться за себя, потщеславиться. Это нужно непременно знать!
Что же делать? Прекрасный ответ дают преподобные Варсонуфий и Иоанн в своей книге "Руководство к духовной жизни": "…когда тщеславие бороло тебя, а ты не принял его, то оно ни мало не повредило тебе".
То есть человек должен НЕ СОГЛАШАТЬСЯ с тщеславными помыслами и чувствами, по силам сопротивляться им. В этом и состоит духовная брань. Не надо ждать от себя сразу высокого – чистоты ума и сердца. Духовная жизнь требует постепенности.
Поэтому просите в молитвах у Господа видения своих прегрешений и сил на исправление. Читайте Душеполезные поучения Аввы Дорофея, труды святителя Игнатия (Брянчанинова), особенно его письма, а также письма игумена Никона (Воробьёва) и Валаамского старца Иоанна. Если есть возможность, послушайте лекции профессора Московской Духовной Академии Алексея Ильича Осипова. Они Вам непременно помогут! И главное – не унывайте! Уныние парализует наши душевные силы, которые мы должны использовать на посильную борьбу со страстями. Главное правило в духовной жизни: пал – встань!

источник

Представления: 2156

Комментарий

Вы должны быть участником ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света), чтобы добавлять комментарии!

Вступить в ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света)

Комментарий от: Дара, Май 28, 2017 в 5:45am

Я тоже согласна с Авророй, но мы говорили о гордыне. Она на пустом месте не возникнет)

Даже вот в этом мини-общении прекрасно видно.

Комментарий от: Аврора, Май 27, 2017 в 11:00pm

Это и есть противо по ставление. Я-он, я-они... Постоянная оценка. И от этой оценки и зависят в таком случае эмоции. Хуже-лучше. Человек СЧИТАЕТ (+ или -, х или : ))

Оценка и противопоставление могут быть просто констатацией факта. Это холодное, это горячее, этот талантлив в спорте, этот талантлив в поэзии или еще в чем-то или еще какой-то. И это нормально! Это просто констатация фактов разности/особенности людей в чем-то. Даже если мы стараемся не оценивать сознательно и уходим от анализа того что попадает в поле нашего внимания, то подсознательно всё равно происходит считывание информации о том с чем мы имеем дело. Просто эта информация "проникает" в наше подсознание и уже оттуда воздействует на сознание, но мы этого не осознаем! Так это ли цель осознанного проживания, если мы отстраняемся от осознанного восприятия того, с чем сталкиваемся и имеем дело?

Вопросы риторические:)

Эмоции же, как мне видится, зависят не столько от оценки, сколько от отношения к этой оценки. То есть от тех впечатлений, которые у нас уже есть в связи с этой оценкой в нашей эмоциональной памяти, в памяти нашего эмоционального тела.

Комментарий от: Елена Светлая, Май 27, 2017 в 5:55pm

Лен, а тебя не смущает наша общая задача :" Путь к Свету" ...))) или "Постижение Любви", который каждый постигает в многообразии оттенков и все вместе во Всеобщем многообразии.?!....

А я не считаю это общими задачами, вот ведь в чём дело)))

Комментарий от: Елена Светлая, Май 27, 2017 в 5:50pm

Дара, вот не обижайся, но это не тот случай, когда можно объяснить, если человек сам не понимает. Во всяком случае, я не знаю, как это сделать. Прости)

Комментарий от: Дара, Май 27, 2017 в 4:52pm

Так как свои личные заслуги это только лишь не упущенная тобой возможность проявить волю Бога, не более))

Ну вот, оказывается и нет никаких личных заслуг...))) а что посвящать Богу будем?

В твоём случае, Дара, видимо, ничего)))

Лен, а в твоем? не упущенную возможность?)))

Комментарий от: Елена Светлая, Май 27, 2017 в 4:27pm

Лен, кто ж противопоставляет?

Существует   глубочайшая пропасть, при чем на чувственном уровне и высокомерие Иного... Индиго и других Иных по отношению к людям...  

Мне так увиделась эта фраза, например)

Возможно, и особенности моего восприятия;-)))

Комментарий от: Елена Светлая, Май 27, 2017 в 2:56pm

Оля...))) понимаю, о чём ты... но сути вопроса это не изменило)

"Я не такой, как вы, я другой"....    Позиционирование, иногда не осознанное, себя выше другого, в чем то гораздо преимущественнее, обладающего большим...

Интересно, а деление на индиго и не индиго это что-то другое?)) Ты говоришь об индиго,

противопоставляя их землянам(?), это не позиционирование "я другой"? 

Комментарий от: Елена Светлая, Май 27, 2017 в 2:54pm

а что посвящать Богу будем?

)))))))))))

В твоём случае, Дара, видимо, ничего)))

Комментарий от: Дара, Май 27, 2017 в 1:35pm

 Не важно считает ли человек себя лучше или хуже или еще как. Это что-то вроде вредной привычки вот это потребность чувствовать себя другим. Не знать, что ты другой! А именно испытывать от этого определенные эмоции и чувства. Так я думаю.

*** Это и есть противо по ставление. Я-он, я-они... Постоянная оценка. И от этой оценки и зависят в таком случае эмоции. Хуже-лучше. Человек СЧИТАЕТ (+ или -, х или : ))

Комментарий от: Дара, Май 27, 2017 в 1:24pm

Педагог и ученик. Ученик благодарит своего преподавателя, но благодарит не только как учителя , но и в большей степени, как человека, за то, что тот оказал на него большое влияние.

За вливание.. чего? Влиять- глагол, то есть действие))

Чуешь разницу?

Не чую...

То, что легко принять как признание своих профессиональных заслуг, ты и сам испытываешь по отношению к своим учителям, но когда переходят на твои личные "заслуги"?

Личные заслуги.. Это что, например? 

Здесь может помочь только "посвящение своей деятельности и её плодов" Богу.

А просто без всяческого посвящения? По-светить Богу))) Уже идет ЦЕНА, и носишься с деянием (кому же его посвятить или им засветить))

Чуешь разницу?

Так как свои личные заслуги это только лишь не упущенная тобой возможность проявить волю Бога, не более))

Ну вот, оказывается и нет никаких личных заслуг...))) а что посвящать Богу будем?

Поддержка проекта

Приглашаем

Последняя активность

Синий Кин оставил(а) комментарий на сообщение блога Синий Кин Йогананда о желаниях
"Да, Лариса, согласен. Спасибо за дополнения. Я ещё подумал, что тёмные сущности очень расчётливо подгадали, когда по миру пошли волны духовного пробуждения, Гармоническая Конвергенция 1987 года, ставшая началом Нью Эйдж движения. И действовали по…"
18 мин. назад
Сообщение блога, созданное ЕЛЕНА

Господь мой — справедливейший Судья

...Господь мой — справедливейший Судья, Он зло без наказания не оставит.Псалтырь 7:12...Посмотреть еще
2 час. назад
Эль оставил(а) комментарий на сообщение блога Эль Дух всегда в нас.
"  Жизнь, день ото дня, только подтверждала справедливость этих слов. Нелюбовь имеет в основе своей — страх, боль. Страх— энергия сжатия, капсулирования. Он закрывает «протоки» чакры. Это сдерживает поток любви, не даёт…"
2 час. назад
Эль оставил(а) комментарий на сообщение блога Эль Дух всегда в нас.
"  Я несколько «улетела» в мыслях и обобщениях :-), но вернёмся к сердечной чакре, о которой здесь речь. С ней ещё более сложное положение, ибо процесс обретения Любви  настолько тонок и многозначен, что не поддаётся…"
2 час. назад
Эль оставил(а) комментарий на сообщение блога Эль Дух всегда в нас.
"  Текст этот я увидела в proza.ru на страничке Олега Версина, моего друга, участника Эспаво.  Я всегда считала, отдавая должное энерго- практикам, что, при всей неоспоримой их эффективности,— они не являются некой панацеей…"
3 час. назад
Синий Кин оставил(а) комментарий на сообщение блога Эль Дух всегда в нас.
"Спасибо, Эль. Это хорошая статья, но хотелось бы её улучшить: здесь описаны довольно поверхностные методы по очищению чакры сердца. Я бы рекомендовал книгу "Исцели себя, очищая чакры", потому что в ней я нашёл подробный, систематический…"
5 час. назад
Эль оставил(а) комментарий о группе ЛаРа Юмор Эзотерический
5 час. назад
Сообщение блога, созданное Эль

Дух всегда в нас.

    Почему люди не могут найти и ощутить в себе Дух-свидетеля, который находится в нашем сердце и является неотьемлемой связью с Истоком? Выяснилось что почти у всех людей искажена, заблочена работа сердечной чакры-анахаты. Но эта проблема решаема на любом уровне осознанности. Призовите свое ВЯ, учителей, ангелов хранителей, ангелов света и все светлые силы, помочь вам…Посмотреть еще
6 час. назад

© 2024   Created by ADMIN.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования