Чтобы понять теорию личности Роджерса нужно выделить несколько основных элементов:
Феноменологическое поле — заключает в себе всё, что человек чувствует, весь его опыт и видение мира и даже то, что ещё не осознано.
Самость/самосознание/«Я»-концепция — Это понимание человеком самого себя, основанное на жизненном опыте прошлого, событиях настоящего и надеждах на будущее.
«Я»-концепция/самость включает восприятие себя реального («Я»-реальное) и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть («Я»-идеальное).
«Каждый индивид существует в постоянно изменяющемся мире опыта, центром которого он является».
Сознание сводится к символизации то есть формулированию нашего опыта.
Когда в сознании появляется символизация данного образа, то оно включается в «Я»-концепцию.
В личностном мире индивида только небольшая часть переживается сознательно.
«Организм реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии. Эта сфера восприятия для индивида является «реальностью».
То есть я реагирую не на некую абсолютную реальность, а лишь на свое восприятие этой реальности.
Например, человек в пустыне будет стремиться достичь «озера», хотя воспринимаемое — не более чем мираж. Или человек может жаждать денег, считая их как источник эмоциональной безопасности, хотя на деле они могут не удовлетворять эту его потребность.
Конечно восприятие часто неотличимо от реальности, но все же это не является самой реальностью.
А Поведение есть реакция на воспринимаемое.
Поэтому поведение другого человека легче понять, когда понимаешь как он сам его воспринимает.
«Ценности, являющиеся частью «Я»-концепции, в одних случаях представляют собой ценности, непосредственно переживаемые организмом, а в других — ценности, заимствованные у других, но воспринимаемые искаженным образом как непосредственно переживаемые».
Первым и самым важным аспектом переживания у обычного ребенка является, то, что родители его любят. Его «Я»-концепция состоит в том что он любим.
В то же время в его опыт входят другие ощущения.
Например, можно испытать самоутверждение, если ударить братика-младенца.
Когда первоначально появляется такой опыт, он не обязательно несовместим с понятием о себе, как о том кого любят.
Но, когда родители начинают говорить ему что он нехороший и у него плохое поведение это становится несовместимо с «Я»-концепцией.
Отсюда следуют 2 варианта развития ребенка.
Один из них— отказ осознавать ощущаемое удовлетворение.
Другой состоит в искажении символизации переживания.
Правильная символизация была бы: «Я воспринимаю своих родителей как переживающих неудовлетворение по поводу моего поведения».
А искаженная символизация это «Я воспринимаю такое поведение как неудовлетворительное».
Таким образом, родительские установки не просто усваиваются путем перенесения вовнутрь, а переживаются, искаженно,то есть как если бы они были своими собственными.
Впоследствии индивид встает на путь, который он позже описывает, как «я действительно не знаю себя».
Возможен и другой вариант более благоприятный.
Если зарождающаяся «Я»-концепция не испытывает угрозы потери любви, а чувства ребенка одобряются родителями, то ему нет необходимости подавлять осознание получаемого удовлетворения.
Ему также нет нужды искажать свой опыт.
Вместо этого он сохраняет самость как гарант безопасности, который позволяет управлять поведением, допуская в сознание, в четко символизированной форме, все важные данные своего опыта.
Каждый опыт в жизни индивида либо игнорируется, либо символизируется в его «Я»-концепции, либо отрицается или искажается.
Рассмотрим подробнее.
Итак игнорируемые переживания, или незначимые по отношению к структуре самости не принимаются во внимание, так как не подтверждают, но и не противоречат пониманию своего «я».
Другая группа переживаний это та, которая проникает в сознание.
Так как они совпадают с «я»-концепцией.
Например, клиентка, которая считает что она не сможет добиться успеха так как она не получила необходимой подготовки в школе.Из множества переживаний будет выбирать те, которые соответствуют ее представлениям о себе, то есть как о той которая не добьется успеха.
Третья группа переживаний, это те которые не допускаются в сферу сознания.
Но конкретно не допускаться они могут совершенно осознанно.
Например клиентка с отрицательными представлениями о себе абсолютно не верит когда ей говорят что она умна. Но зато критику в свой адрес она воспринимает охотно. При этом противоречащие этому оценки то есть, когда ей говорят что она умная не допускаются на основе выбора и внимание акцентируется на негативных оценках, так как они совпадают с «Я»-концепцией.
Есть еще более важный вид отрицания, который фрейдисты пытались объяснить через понятие подавления.
Эта когда переживания настолько сильно не соответствуют представлениям о самом себе, что если их символизировать, а значит допустить в сферу сознания, то возникнет травматическое противоречие.
Такие восприятия не проникают в сознание потому, что содержат противоречие, а не потому, что просто могут быть уничижительны.
«Большинство приемлемых для организма способов поведения совместимы с представлениями человека о самом себе».
То есть тот, кто придерживается ценностей, основанных на честности, не может стремиться к чему-либо, используя нечестные, по его мнению, средства.
Но, есть случаи когда способы поведения не совместимы с представлением человека о самом себе.
Например в случаях серьезной опасности, или сильном стрессе индивид может вести себя очень умело и изобретательно, но в этих случаях индивид не хозяин своего поведения.
«Психологическая напряженность возникает, когда организм не пропускает в сферу сознания значимый опыт, который, поэтому, не символизирован в структуре самости».
То есть организм стремится удовлетворить нужды которые не принимаются сознательным «Я» .
Из-за этого появляется беспокойство.
Если индивид осознает это беспокойство, то вскоре начинает чувствовать свою разобщенность и появляются такие фразы как не знание. что человеку хочется, чего он боится, что ему делать и тому подобное.
В качестве примера можно взять мать с диагнозом отвержения.
Часть ее концепции «я» это слова «я хорошая и любящая мать».
Это представление о себе, частично основано на символизации своего опыта, а частично — на искаженного, где чужие ценности выступают как собственные. С такой «Я»-концепцией совпадают ее ощущения любви к ребенку, а ощущения неприязни и ненависти к нему не совпадают и не допускаются в сознание. Но напряженность от неудовлетворения своей потребности все же осталась, но проявится она может только в соответствии с «Я»-концепцией.
Поэтому согласно «я»-концепции мать любящая может быть враждебной по отношению к ребенку только когда он сделал что-то плохое, поэтому она воспринимает его поведения только как неправильное и ее агрессивные акты могут выражаться в соответствии с «я»-концепцией.
«Любой опыт, несовместимый с «Я»-концепцией, может восприниматься как угроза» после угрозы следует защита. Защита проявляется либо в недопущении в сферу сознания переживаний, или их искажение.
Угроза и защита имеют тенденцию поочередно повторяться.
При этом искажается все большая часть опыта.
Чем больше опыта, не получающего (или получающего искаженную) символизацию, тем большая вероятность того, что всякий новый опыт будет воспринят как угрожающий, так как разрастается ложная структура, которую надо поддерживать.
В условиях исключающих какую-либо угрозу структуре самости, переживания, несовместимые с ней, могут осознаваться, а концепция самости расширяется и и переживания включаются в нее.
В терапии клиентоцентрированного типа, через взаимоотношения с терапевтом, клиент постепенно убеждается, что его воспринимают таким, каким он есть, и что таким же образом воспринимается каждая новая обнаруживаемая грань его личности.
Так, отвергающая ребенка мать в такой ситуации склонна сначала согласиться с оценкой ее поведения — она соглашается с тем, что иногда ее ребенку должно было казаться, что она не любит его», а затем признать возможность опыта, несовместимого с ее Я», заключающегося в том что временами она не любит его.
Но постепенно проступает выражение более широкой концепции, а именно в одновременном допущении любви и не любви к нему при нормальной совместной жизни.
Когда индивид воспринимает и принимает в единую согласованную систему весь свой опыт, он начинает лучше понимать других как самостоятельных индивидов.
Если он этого не делает, а значит когда он не принимает весь или только часть своего опыта, он постоянно защищается от символизации этих переживаний, а из-за этого вообще все переживания рассматриваются как потенциально угрожающие. В таком случае отсутствует полное понимание другого человека, так как он воспринимается главным образом, как носитель угрозы по отношению к самости.
Но когда все переживания доступны сознанию и интегрированы в нем, оборонительная готовность сводится к минимуму.
Тогда оказывается, что некого защищать и не на кого нападать. Когда нет надобности нападать, другой человек воспринимается таким, каким он действительно есть.
То есть человек воспринимающий себя вполне сознательно, обязательно достигает улучшения своих отношений с теми, с кем он лично общается, так как он лучше понимает и воспринимает их.
Карл Рождерс
американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии.
Теория личности Роджерса
Для теории личности Роджерса характерны все основные положения Гуманистической психологии, в рамках которой эта теория создана. В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерса является феноменологический и холистический подходы. Согласно первому, основой личности выступает психологическая реальность, т.е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности.
Фундаментальное понятие теории Роджерса – "Я-концепция", или "Самость", определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что "Я" человека постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т.е. представление человека о себе самом остается относительно постоянным.
В тенденции самоактуализации очень важна потребность человека в позитивном внимании как со стороны других людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании других людей делает человека подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.
В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым является отношение к индивиду значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением других форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, например: "Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим" (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение человека оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.
В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности. По Роджерсу, существует два противоположных типа: "полноценно функционирующая личность" и "неприспособленная личность". Первый тип является идеальным человеком, получившим безусловное позитивное внимание. Его характеризует открытость к переживанию (эмоциональная глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, индуктивное мышление), организмическое доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей).
Второй тип соответствует человеку, получившему условное позитивное внимание. Он имеет условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенциальным возможностям, его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно заранее представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее заурядным и конформным, чем творческим.
С нарушениями Я-концепции связаны основные формы психопатологии личности. Так, если переживания человека не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу, которая не полностью устраняется его психологическими защитами, и происходит развитие невроза. При сильном несоответствии между "Я" и переживаниями защита может оказаться неэффективной и Я-концепция разрушается. В этом случае наблюдаются психотические нарушения. Для психологической помощи при различных личностных нарушениях Роджерс разработал метод психотерапии, известный под названиями "недирективная терапия" и "терапия, центрированная на человеке", в которой ключевым фактором конструктивного изменения личности является взаимоотношения между терапевтом и клиентом.
«Самым высоким авторитетом для меня служит опыт. Пробный камень достоверности — мой собственный опыт. Ни мысли других, ни мои собственные мысли не важны так, как то, что я испытываю. Именно к опыту я должен снова и снова возвращаться, чтобы приблизиться к постижению истины, как это происходит и в моем собственном развитии».
Карл Роджерс, «Становление личности
Вы должны быть участником ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света), чтобы добавлять комментарии!
Вступить в ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света)