Окончание. Начало см. здесь
«…И тут охранники замешкались – нас вывели из одной машины и должны были пересадить в другие. Они никак не могли разобраться – кого куда. И тут кто-то побежал – решение пришло неожиданно – мы все ринулись в разные стороны…»
Черные и белые люди гуляли вдоль берега, изогнувшегося от самой Столовой горы на юге до северных окраин Кейптауна. Один из бредущих вдоль прибрежной пены - молодой черный парень – прошел мимо с пакетом нарезанного белого хлеба. «Для себя или для птиц?», - подумала я.
Холодные волны мелодично выбрасывали на берег огромные водоросли, чайки кружили над волнами.
Глядя на них, время бежит незаметно – вот уже и тот паренек возвращается обратно – только уже без пакета с хлебом.
Лежа на теплом песке, было приятно рисовать слова – пальцы сами выводили их. Над головой раздался голос – на английском языке:
«Можно я с вами поговорю», - на забавном английском обратился ко мне молодой человек.
«Я не думаю, - подняв голову, не задумываясь ответила я. – Я наслаждаюсь собственным обществом». Это было правдой. Драгоценные минуты наедине с собой быстро таяли. Я знала, что уже завтра я проведу сутки в самолетно-аэропортовой дороге в окружении людей всех цветов и оттенков, после чего вернусь к сменяющим друг друга группам людей, с которыми я буду долго и с искренним удовольствием общаться.
«Я не надолго, минут на десять», - продолжал уговаривать юноша.
Меня предупреждали, что не стоит разговаривать с незнакомыми, особенно с черными – это небезопасно. Надо сказать, что мне наговорили много всякого о местном населении – что они ленивы, плохо обучаемы, иногда агрессивны. И, тем не менее, любопытство и природная открытость к новым людям победили, в результате изменив ранее сформированное белыми представление о местных черных:
-Хорошо, - рассмеялась я, - у тебя есть десять минут.
-Робби, - удивленно засмеялся в ответ парень, - показав все свои 29 зубов – часть из них отсутствовала, и было видно, что потеряны они были в процессе какого-то взаимодействия с окружающим миром.
-Айрин, - сказала я. (Так (Irine) мое имя привычнее и проще выговорить англоговорящим людям.)
-У тебя есть хобби? – неожиданно для начала беседы спросил Робби.
Я задумалась. Из всех моих многочисленных занятий, что можно назвать хобби? А что работой?
-Не знаю, - честно ответила я. - А у тебя?
-Я люблю ловить рыбу. Вот и сейчас я ходил ловить рыбу и кормить птиц. Я люблю птиц! Я крошу им хлеб.
Мы разговорились, вернее я разговорила с Робби. Оказалось, что он из Зимбабве – страны, граничащей с ЮАР на севере, у которой нет побережья, и которая находится в бедственном экономическом и политическом положении.
Робби стал задавать стандартные вопросы – живу ли я тут или приехала, и как долго я пробуду в Кейптауне. Но почему-то он не спросил, откуда я. Позже я поняла почему.
Его выговор был забавным. А еще, рассказывая какую-нибудь историю, он приговаривал “what, what, what”, что означало «и так далее, и тому подобное»
-А где твои близкие? –поинтересовалась я.
-Папа умер,
ма умерла. У меня есть брат. Сестра исчезла – мы не знаем, где она.
Я вспомнила большой плакат при въезде в ЮАР – «Остановим торговлю людьми. Многие девушки и дети становятся жертвами работорговли и занимаются тяжелой работой или проституцией. Помогите остановите это!». Я еще подумала – как я могу помочь?
-А как ты сюда попал?
-Убежал.
-Убежал? – переспросила я
-Я был в армии, потом там пропало оружие. Они не знали, кто его украл, а всех, кто был в моей смене, посадили в тюрьму. Оружие потом нашли – его скупал один богатый человек – торговец оружием. И вроде даже выяснили, что его украли еще до того, как мы приступили к его охране. Но следствие, казалось, длилось бесконечно. И я убежал.
-Как же ты убежал, если ты был в тюрьме?
-Нас перевозили с места на место, переводили в другую тюрьму. Наручники были только на руках, ноги были не скованы. И тут охранники замешкались – нас вывели из одной машины и должны были пересадить в другие. Они никак не могли разобраться – кого куда. И тут кто-то побежал – решение пришло неожиданно – мы все ринулись в разные стороны. Охранники растерялись- они не знали, в какую сторону бежать. Мы спрятались в лесу, в кустах, и долго там лежали, тихо-тихо. Нас искали, даже с вертолетом, но мы уже перебрались в деревню, люди сняли с нас наручники и дали нам нормальную одежду вместо нашей тюремной. Я позвонил брату – он сказал мне, чтобы я не приходил домой – там меня уже ждали.
Мы договорились встретиться у друзей – и мы стали думать, что мне делать дальше. Документов у меня не было –все забрали тюремщики. Куда податься? Кто-то из друзей предложил отправиться в Намибию – но там ведь все то же самое, что и у нас! И тогда мы решили, что нужно ехать в Южную Африку. Но как? Без документов меня не пропустили бы ни на одной границе! И я пошел пешком.
-То есть ты хочешь сказать, что ты просто перешел границу?
-Ну да. А потом я стал ловить машину – я хотел доехать до большого города.
-Как пишется твое имя? – неожиданно уточнила я, на самом деле не расслышав имя парня в начале беседы.
-R –o-b-b-i-e, -ответил он
-Это французское имя? –удивилась я
-Нет. Хотя многие спрашивают меня об этом.
-Так что, Робби, ты поймал машину?
-Поймал! Водитель сказал, что он едет в Дурбан – город на побережье на востоке ЮАР, и я поехал. Вышел я около вокзала – и сел, думаю, что делать дальше? Я один, без телефона, без денег. И тут подходит ко мне человек, черный: «Что, брат, ты такой грустный? Ты так молод и полон сил, а лицо у тебя грустное.» И я рассказал ему свою историю. Ты не поверишь, но он мне дал ключи от своего дома и я жил там три дня. Один! Дом был полон всего-всего, и я боялся, что туда заберутся воры и что-нибудь украдут. Но этого не случилось.
-А потом?
-Потом я позвонил брату, и он дал мне телефон знакомых его знакомых в Кейптауне – и я на попутках добрался сюда. Они устроили меня на работу и я стал работать на простых работах. Потом мой босс увидел, что я быстро учусь и предложил мне попробовать себя механиком, но для начала поучиться. Так я и сделал и до недавнего времени ремонтировал большие грузовики. Жил я с парнем в одной комнате, нелегалы часто живут помногу, иногда по 20 человек. Этот парень часто приводил девушек, и тогда я спал на пляже или на скамейке. Потом босс сказал – позвони мне через 2 недели. Я позвонил – трубку взяла его жена и сказала, что мой босс умер. «Как?»- спросил я. Она ответила, что это была автокатастрофа. Его преемник предложил мне работать за деньги, в четыре раза меньшие. Но ведь это же очень опасная работа – я могу в любой момент упасть с грузовика! Я отказался.
Понимаешь, я мог бы пойти грабить и убивать – мне много раз предлагали, ведь я умею обращаться с оружием, я был в армии. Многие черные в городах так и думают – нужны деньги – убей или укради. А что потом? Тюрьма? Я не хочу так, как они. Я хочу трудиться честно.
После школы я хотел пойти в университет. Но брат мне сказал – иди в армию. И я пошел.
-Сложно было в армии?
-Сложно! В начале, когда были тренировки, и все теряли вес.
-А сейчас ты хочешь пойти в университет?
-Хочу, но не могу – у меня же нет документов! А как только я пересеку границу моей страны, меня тут же посадят в тюрьму!
-И что ты будешь теперь делать?
Пока не знаю, искать работу. Я уже разместил объявление в интернете. Ведь сейчас я снова оказался один без денег. Мне сказали мои знакомые – иди жить к нам. «У меня же нет денег», -ответил я. «Это ничего, поживи пока, потом отдашь».
-Кто-то очень хорошо заботится о тебе, - улыбнулась я.
Робби показал пальцем на небо: «Это не кто-то, это Бог!»
-Он отлично справляется со своей работой, не так ли?
-Д-да! –на секунду задумавшись, слово просматривая свою жизнь, с восхищением протянул Робби
-А какая у тебя мечта?
-Я хочу купить дом, - мечтательно поднял глаза к небу мой собеседник. - Дом на берегу. Чтобы я мог ловить рыбу. Я люблю ловить рыбу!
-А еще? – спросила я
-Еще, когда я куплю дом, заведу семью. Семью надо заводить, когда есть свой дом.
-Обязательно купишь дом и заведешь семью! Кстати, тебе сколько лет?
-Двадцать четыре, - с гордостью ответил Робби. – А тебе?
-Тридцать пять, - ответила я.
-Сколько? – подняв брови, переспросил Робби
-Три-д-цать- пя-ть – по слогам и четко выговаривая буквы, ответила я.
-Сколько-сколько? – еще больше наморщил лоб мой собеседник
Тогда я прибегла к безотказному оружию – показала на пальцах.
-Не может быть! –растерялся Робби. – Я думал, тебе пятнадцать или шестнадцать! А мы можем быть друзьями?
-Конечно можем!
-Здорово! –обрадовался Робби. –А то белые с нами не разговаривают. И местные черные и цветные тоже.
«Еще бы, -подумала я, -ведь нелегалы занимают рабочие места местных, и работают за меньшие деньги. А ведь и местным работы не хватает!»
-Ведь разница между нами только в цвете кожи? Так? – утверждая-сомневаясь уточнил мое мнение по этому вопросу Робби.
-Так! –ответила я.
-Поэтому мне бы хотелось больше социализироваться, - удивил меня своим словарным запасом парнишка, закончивший деревенскую школу в отсталой (даже для стран «третьего мира») стране, -Так мы правда можем быть друзьями?
-Можем, - смеясь, ответила я.
-И сегодня вечером? – простодушно уточнил мой новый друг
- Я бы с радостью, - слукавила я, после этого сказав чистую правду: «Да только у меня другие планы –я встречаюсь со своей знакомой, а потом мы с моим мужем и его друзьями едем в винарню. А завтра я улетаю».
Робби загрустил.
- Но это ничего, - успокоила его я. – Ведь наверное приятно будет знать, что где-то на другой стороне Земли у тебя есть друг!
-А где ты живешь? – осторожно спросил Робби
-В России, в Москве.
-А где это? – с любопытством спросил он.
-Ну, - слегка растерявшись, протянула я, - это там, где Европа сливается с Азией. Лицо моего нового
знакомого не осветилось пониманием.
-Смотри! – и я стала рисовать пальцем на песке. - Видишь? Это Земля. Вот Африка, вот Кейптаун. Вот Америка, вот Европа, вот Азия, - выводила я неровные контуры континентов. – А вот это - Россия.
Робби понравился урок географии. Он кивнул и стал с интересом разглядывать импровизированную карту мира.
-Ну ладно, мне пора, - стала подниматься с песка я.
Робби достал из кармана листок бумаги и ручку и протянул мне.
-У тебя есть e-mail? – спросила я.
-Нет, -пожал плечами Робби. - До этого за меня все делал мой босс.
-Попроси в любом интернет-кафе, тебя научат, - предложила я.
-Ага! –сказал Робби. Было видно, что ему не хотелось оставаться одному на пустынном ветреном пляже.
Я написала свой e-mail и пожала черно-белую руку моего друга, зная, что больше никогда его не увижу. И все-таки теплое чувство, которое осталось у нас от общения друг с другом, уже никуда не исчезнет, соединяя двух таких разных и таких похожих людей на противоположных сторонах нашей небольшой планеты.
Вы должны быть участником ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света), чтобы добавлять комментарии!
Вступить в ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света)