Восхождение на гору Моисея (Египет, 8 января 2011)
Отель «Хайятт», город Таба (Египет), 23-00. У ворот нас ждет колоритный араб в белой одежде, и мы отъезжаем в темноту ночи – 5 человек, движущихся к себе, к очищению, к новому рассвету, к новой жизни. Проехав минут 5, водитель лениво спрашивает: «Паспорта взяли?», и, видя наше замешательство и отрицательный кивок головы (у 2-х участниц группы нет с собой паспортов), молча разворачивается назад. Двадцатиминутная задержка, и мы вновь летим по узким египетским дорогам, обгоняя ветер и проходя многочисленные блокпосты дружелюбных автоматчиков, караулящих непонятно кого (впрочем, накануне совершено несколько терактов в отношении православных христиан).
В воздухе висит напряжение и ожидание чего-то очень важного впереди. Группа молчит, дремлет. Огоньки пустыни и высокое звездное небо мягко освещают длинный путь. Через 1,5 часа жуткий туман спускается на дорогу – не видно ничего, водитель едет на интуиции и своем опыте. Становится холодно и уже не представить, что днем было +25, и мы ходили в шортах и купались в Красном море. Последняя проверка документов – грозное «Кого везешь?.. а русские… - паспорта не нужны» – то ли наша группа вызывает доверие, то ли русские – это хорошо.
2 часа пути позади, 01-00. Мы на месте, у подножия. Воздух +4, платный туалет, покупка теплого пончо, знакомство с маленьким (1,55м ростом) проводником с добрыми глазами по имени Хусейн. По-русски знает только «Привет, как дела?» Но водитель утверждает, что проводник – профи по-английски… Ладно, проверим в пути.
Тьма кромешная, около 500 человек у подножия, готовых двинуться – кто-то в путь к Себе, кто-то просто в горы. Зачем-то снова кордон – проверяют вещи в рюкзаке…
И вот восхождение в ночь после Рождества началось: дорога («Верблюжья тропа»), освещенная сотнями фонариками, камни под ногами, и вдруг словно «Парк Юрского периода» – сотни верблюдов, запах шерсти и травки, крики бедуинов: «КЭМЕЛ, КЭМЕЛ, недорого, супер-кэмел – идти далеко!» Гора 2250, идти очень тяжело, но явно берут «на слабо» и припугивают. Почти никто не садиться на верблюдов, пока все рассчитывают на свои силы.
Идем молча, меняясь периодически местами, отбиваясь от назойливых предложений 2-хгорбого счастья.
02-00. Час пути позади – и первый привал в маленькой бедуинской кафешке, где предлагают кофе, чай. Но мы только передохнули и погрелись, посидев в относительном тепле.
При выходе обратно на тропу поражает небо. Оно, как покрывало, накрыло своей чернотой, а миллиарды красивых звезд – удивительно близко и восхищают своей глубиной и многочисленностью. Тишина давит на перепонки, рядом только дыхание сосредоточенно идущих людей. О чем они думают? Что чувствуют? Можно только предполагать. Для меня – это очень глубоко и мистериально: каждый этап пути – это знаки о себе и о других, это узнавание себя в мире и мира в себе.
В потоке слились американская, французская, итальянская, русская речь – десятки стран сошлись в точке преодоления себя, в точке движения к цели. Все едины и цельны. Но все больше людей сходит с дистанции – садятся на верблюдов. Излишек веса дает знать и все больше людей отдыхают прямо на камнях, успокаивая тяжелое дыхание.
03-20. Примерно на середине подъема усталость дала себя знать и в нашей группе, и на очередном привале мы стали зрителями маленького шоу. «Представление» давал араб по имени Мухамедушка (это его перл) – приставание ко всем сидящим почти на чистом русском, с массой уморительных слов, приколов, пожеланий и абсолютно точного подмечания несовершенств отдыхающих путников. Позабавил, вдохнул жизнь и растворился в ночи.
Поражает наш проводник Хусейн – он то исчезает куда-то, то появляется, но постоянно обнимает нас своим почти материнским вниманием и заботой. Очень тепло, надежно и спокойно с ним. Тьма кромешная – фонарики паломников уже не справляются, а в нашей группе их и вовсе нет. А лента людей все растягивается.
04-00. Следующий привал. И тут увлекательная лекция о горе, о монастыре св. Екатерины. Араб-проводник, который учился в Твери, был и в Москве, и в Питере, даже в Петродворце, соловьем поет – рассказывает с упоением о родных и значимых для себя местах. И мы ловим каждое слово из его повествования – наш-то проводник-бедуин, оказывается, и по-английски знает всего пару десятков слов.
05-00, 4 часа подъема позади. Сказать что холодно – значит не сказать ничего. Ветер пронизывает, заигрывает и хохочет. Как из-под земли вырастают спасители – человек 20 бедуинов, предлагающих в аренду шерстяные одеяла всего за 4 доллара. Берем, а куда деваться? Температура около 0. И еще 2 матраса в придачу – чтобы на вершине горы отдохнуть и сидя встречать рассвет.
Впереди 200-300 самых тяжелых метров, последние 100 из 750 ступеней, на горизонте появляется тонкая ниточка зари, и отовсюду слышатся крики: «Восход, восход!!!» Люди, у которых, казалось, уже не было сил, с быстротой молнии преодолевают последние ступени и взлетают на вершину горы почти бегом: немыслимая скорость и мощь – так хочется увидеть главное – Восход СОЛНЦА на Святой горе.
05-20 утра. Все успели, вершина. Я нахожу очень красивое панорамное место. Стелим матрасы, укутываемся в одеяла и ждем. Дыхание замедляется, сон медленно окутывает своими объятиями, и тепло группы согревает уставшую плоть. Волнительное предвкушение, чувство восторга и небытия одновременно. Вершина горы, сотни людей, как птицы всматриваются в горизонт, пытаясь увидеть первыми миг восхода, миг появления первого луча солнца. Сказочно прекрасный вид – мы сидим между небом и землей, под ногами клубятся облака, и такое ощущение, что по ним можно ходить – плотные, кудрявые, стальные.
Небо начинает наливаться светом, и линия горизонта расслаивается на 7 цветов радуги. ОЧЕНЬ КРАСИВО.
И вот … Луч солнца пронзает утреннюю свежесть, вызывая молчаливый восторг и немое ликование людей. И только через секунд 10 воздух взрывается радостными криками. А гора спокойно и царственно встречает очередной день и говорит солнцу «Здравствуй!» Несколько минут шока от красоты и восторга, потом все, как будто проснувшись, хватают камеры и щелканье фотоаппаратов ломают сакральность момента… Но это невозможно не сфотографировать, хотя душа уже запечатлела все кадры, и этот незабываемый восход уже записан в клетки памяти тела.
06-40. Обратно есть 2 дороги: трудная и короткая – «Лестница покаяния» (3570 ступеней вниз), и простая, но длинная – «Верблюжья тропа», по которой мы поднимались. Бывалый человек советует идти легкой дорогой, но мнения группы разделились: двое за легкий путь, двое за сложный, но красивый, и мне предлагают решающее слово, которое обеспечит перевес мнений. Окончательный выбор, конечно, за красивым и новым путем… В итоге четверо из нас спускаются путем новых испытаний, а один участник группы все же выбирает более пологую тропу.
07-00. Я по-настоящему прочувствовал, что такое спуск. Впереди американец-негр идет очень медленно, хромая и тормозя весь пелетон, и я критично прошу его пропустить вперед «здоровых». Встретившись глазами с ним, я понимаю свою неправоту, но посыл уже сделан…
Через 300 метров наш проводник вдруг стал жаловаться боль в колене. Я бросаюсь ему помочь и делаю это нестандартным способом – нажатием на ушную раковину. Он недоумевает, не понимая как одно связано с другим, но молча принимает «помощь».
Еще через 100 метров я понимаю, что мои коленные связки отказываются идти дальше – боль очень сильная. Мысленно прошу прошения у негра – становится немного легче, но не надолго. Спуск очень красив, но это видно, если ты в здоровом состоянии. А я иду почти всем телом, помогая себе руками. Мои ушли далеко вперед, иду со скоростью света – 1-2 км в час.
07-30. В камнях сидит ребенок – как он сюда попал? что делает? Оказывается, продает каменные яйца по 1 доллару за штуку – не купить невозможно. Но это только первый продавец – дальше сидят «аксакалы» – лет 5-7, и жалобно умоляют что-нибудь купить. Тяжело пройти мимо… Так здесь начинается трудовые будни.
И вот когда сил уже почти нет, появляются крыши монастыря св. Екатерины – близок конечный пункт пути. Наша мудрая спутница, спускавшаяся «длинной» дорогой ждет уже почти час. Но мы нисколько не сожалеем, потому что просто не могли сделать другой выбор.
08-00. Монастырь, на удивление, не смог тронуть меня. А гора и природа потрясли до глубины души. Этот природный храм незабываем, он вне сомнений и критики. В нем все истинно.
Боль, восторг, молчание, усталость и ощущение бесконечно счастья остались у меня в итоге этого незабываемого путешествия.
Снимок на память, объятия нашего проводника Хусейна и благодарность месту и людям, живущим здесь. БлагоДарю….
18.01.2011
(с) Игорь Лузин, Консалтинговая компания "Путь к Истоку" (Центр "ЧЕЛОВЕК")
Смотреть остальные фотографии из этой поездки в Египет
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Добро пожаловать в
ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света)
Регистрация
или Вход
© 2025 Created by ADMIN. При поддержке
Вы должны быть участником ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света), чтобы добавлять комментарии!
Вступить в ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света)