«Святые оплакивали свои добродетели, как грехи»

Здравствуйте, батюшка! 
Прошу Вашего совета, как лучше преодолеть такую страсть, как тщеславие. Только не подумайте, что тщеславие моё заключается в жажде почестей, в непомерном бахвальстве и явной гордыне! Такого нет! Это происходит на тонком уровне, практически неосознанно для меня самой: я вроде бы люблю помогать всем, не могу остаться безучастной к просьбам окружающих, подаю милостыню и т.п. Но после любого совершенного мною доброго дела в душе появляется какое-то сладкое удовлетворение собой. А также мне, как воздух, нужно одобрение окружающих, чтобы заметили мои "труды" и оценили их. Конечно, я и без "оваций" делаю добрые дела, но чаще всего всё-таки жду ответной реакции на сделанное. А если не получаю её, в душе затаивается обида на этого человека. Как тут быть? Получается, что я корыстна, ведь я боюсь потерять расположение людей ко мне. "Служу" близким людям в надежде получить благодать Божию! Мне страшно, что даже "добро" моё пропитано корыстью, ведь я думаю, что мои труды зачтутся мне на том свете. Подскажите, пожалуйста, как себя вести. Посоветуйте, что почитать по этому вопросу у святых отцов. 
Спаси Вас Господи! 
Заранее благодарна Вам.Анна

Дорогая Анна!
То, что Вы написали о себе, кроется в душе каждого человека. Не случайно по этому вопросу преподобный Иоанн в "Руководстве к духовной жизни" писал: "Быть свободными от славолюбия и тщеславия могут только те, которые совлеклись ветхаго человека". Именно по этой причине святые оплакивали свои добродетели, как грехи. Они испытали на себе и осознали, как трудно сохранить душу свою в чистоте при видении своих добродетелей. Они познали опытным путём, как быстро уязвляется душа человеческая страстью тщеславия.
Преподобный Иоанн Лествичник в своей книге "Лествица" называет тщеславие многообразным. Эта страсть имеет огромное количество разновидностей. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в своих Писаниях говорит: "Нападение других страстей бывает более явно, открыто, и в каждом из них искуситель, ниспроверженный строгим прекословием, сделавшись слабее, отходит, и потом поверженый противник слабее будет искушать своего победителя. А эта страсть, когда будет искушать душу с плотской стороны (например, красивыми одеждами и пр.), и щитом пререкания будет прогнана, то опять, как разнообразное зло, переменив прежний образ и личину, под ВИДОМ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ старается пронзить… победителя".
Поэтому святые отцы писали, что тщеславие побеждает нас и тогда, когда мы постимся, и тогда, когда мы скрываем от людей, что постимся; оно не оставляет нас и тогда, когда мы ходим в богатых одеждах, и тогда, когда мы снимаем их и взамен одеваем лохмотья. Во всём тщеславие старается победить нас: и в молитве, и посте, и поклонах, и походке, и голосе, и чтении, и знании, и смирении, и послушании. Одного тщеславие превозносит тем, что он очень терпелив, другого, что он очень скор на послушание, а иного тем, что он превосходит прочих смирением. Эта страсть старается уязвить человека не чем иным, как его же добродетелями!
И ещё один важный момент святые отцы отмечают в духовной жизни. Страсть тщеславия, будучи низложена, сильнее восстаёт на брань. Поэтому тот, кто думает, что низложил этого противника, ошибается, и тщеславие в нём только укрепляется. Тщеславие тогда становится опаснее, когда соединяется с добродетелями.
Когда человек не молится, не постится, не старается угодить ближнему, то чем же ему тщеславиться? А когда человек начинает воплощать это в своей жизни, тут-то и появляется повод порадоваться за себя, потщеславиться. Это нужно непременно знать!
Что же делать? Прекрасный ответ дают преподобные Варсонуфий и Иоанн в своей книге "Руководство к духовной жизни": "…когда тщеславие бороло тебя, а ты не принял его, то оно ни мало не повредило тебе".
То есть человек должен НЕ СОГЛАШАТЬСЯ с тщеславными помыслами и чувствами, по силам сопротивляться им. В этом и состоит духовная брань. Не надо ждать от себя сразу высокого – чистоты ума и сердца. Духовная жизнь требует постепенности.
Поэтому просите в молитвах у Господа видения своих прегрешений и сил на исправление. Читайте Душеполезные поучения Аввы Дорофея, труды святителя Игнатия (Брянчанинова), особенно его письма, а также письма игумена Никона (Воробьёва) и Валаамского старца Иоанна. Если есть возможность, послушайте лекции профессора Московской Духовной Академии Алексея Ильича Осипова. Они Вам непременно помогут! И главное – не унывайте! Уныние парализует наши душевные силы, которые мы должны использовать на посильную борьбу со страстями. Главное правило в духовной жизни: пал – встань!

источник

Представления: 2156

Комментарий

Вы должны быть участником ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света), чтобы добавлять комментарии!

Вступить в ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света)

Комментарий от: Аврора, Май 30, 2017 в 1:12pm

Солнышко,порой нет возможности изложить своё переживание словами)))Просто потому,что собеседник не поймёт их.

Так если у тебя нет возможности изложить своё переживание словами, то при чем тут не понимание собеседника?:) В этой фразе причина и следствия взяты из разных логических цепочек.

Да! Собеседник может не понять тебя даже если ты имеешь возможность изложить всё словами.

И собеседник может понять тебя даже в отсутствии многословия и точных формулировок в твоём изложении. Поэтому здесь вопрос и в твоем желании быть понятой, и в желании собеседника понять. А далее оба идут на встречу к друг другу:)

На счет перехода, смерти и просветления не хочется продолжать разговор. По моему уже достаточно высказались:) Для каждого это по разному для понимания. А процесс все равно у всех одинаков и неизбежен.

Ну, а притча была о физической смерти, а не о просветлении которое Наташа назвала смертью. Извини, Майя, на как-то для меня ты путано ведешь нить разговора. Мне постоянно приходится уточнять что-то, тебе приходится пояснять.....не идет как-то беседа в русле спонтанного взаимопонимания. А так "пык- мык" утомляет и тебя и меня. Оставим сейчас давай.

Комментарий от: Аврора, Май 30, 2017 в 12:01pm

Майя, не ограничивай себя, принимая убеждение о том, что словами не возможно что-либо объяснить. Можно! И этому надо учиться, стараться, делать...иначе так и будем моя твоя не понимать:)))

Обнимаю!

Ясность изложения исходит из ясности мышления. А это значит надо развивать свои интеллектуальные возможности/способности размышлением, а не пытаться заставить свой ум молчать.

Комментарий от: Аврора, Май 30, 2017 в 10:46am

Аврора,так о чём и речь...что хотела донести Наталья?

Майя, я что-то не понимаю тебя....То ты соглашаешься с тем что просветление это не смерть ( а я именно это говорила и ты согласилась), то ты после этого снова ссылаешься на блог Наташи и пытаешься подвести меня к тому что просветление - смерть.....

Своё понимание/знание просветления я уже не раз описывала, и с тем, что утверждает Наташа в своем блоге я не согласна, хотя я прекрасно ее расслышала и поняла.

даже высказывая свой приоритет по тому или иному вопросу,это проявление личности...и в меру того,что дух безмолвен...

С чего это такой вывод, Майя? Дух "говорит" и еще как!:))) "Говорит" образами, мыслями, ощущениями, и в том числе и словами будучи воплощенным в теле и управляющим личностью своего человеческого тела.

Комментарий от: Laura, Май 29, 2017 в 9:23pm

Личность.

Комментарий от: Laura, Май 29, 2017 в 8:46pm

Низшая сущность не должна быть умерщвлена, ибо она подобна корню в земле, из которого вырастает большое дерево! Она должна следовать всем законам естественной жизни: расти, становиться сильной и, наконец израсходовать себя во время опыта жизни, оставаясь притом до конца под безусловным контролем..

Мейбл Коллинз. Когда солнце движется..... 

Для меня это истинно.

Комментарий от: Laura, Май 29, 2017 в 7:13pm

В какой-то момент пребывания в этом пространстве мы говорили о песочнице. Все, кто играют в этой песочнице собрались здесь не случайно. Мы притянулись друг к другу в этом моменте. Мы задаём вопросы самим себе,  тем, кого видим в отражениях. Очень важные вопросы. 

Только это и важно. Если выражаться безлично, всё сразу становится на место. Замечательная песочница!

Комментарий от: Аврора, Май 29, 2017 в 6:28pm

Ребята, говоря о просветлении не надо упускать тот факт, что в буддизме имеется в виду просветление ума и просветление тела. Просветление это то, что происходит, но происходит с чем-то. Есть то, что очищаясь просветляется, это наш ум и наше тело. Поэтому ставить в одну сцепку просветление и смерть не правильно.

Комментарий от: Елена Светлая, Май 29, 2017 в 6:15pm

Всем хорошего вечера!)

Комментарий от: Елена Светлая, Май 29, 2017 в 6:15pm

"Просветление - это смерть" - выражение убивающее смысл пафосом, извините за прямоту))))))))))))

Пробуждение - это изменение сознания. Просветление - энергетики, базовой частоты и изменение направления течения энергии (восприятия мира).

Сначала человек понимает "кто он", это меняет энергетику и человек становится тем, чем себя искренне считает, для чего совершает соответствующие поступки))) Хотя и кажется наоборот)))

Комментарий от: Елена Светлая, Май 29, 2017 в 6:03pm

Чуть продолжим....

так вот поскольку личность - аспект индивидуальности, то как личность можно стереть?!

Можно осознавать проявления в себе различные, понимать, что вот сейчас я Лена Светлая, которая пишет комментарий на сайте и общается так, как совершенно точно не общается в другом месте, так как моё окружение мало интересуется обсуждаемым, следовательно, то, как я воспринимаю действительность и мыслю, они видят иначе) С учётом этого, приходится находить другую аргументацию, другие объяснения, другие темы для бесед... это очень похожий, но другой персонаж;-)))

Но не Дух тут общается... Дух безмолвен... мой фокус внимания может быть отождествлён только с одним персонажем в один момент времени.... отсюда и энергетика, оттого на каком уровне сознания/восприятия я нахожусь в моменте здесь и сейчас... и где я чаще, такова и базовая энергетика....

о как, от личности меня занесло...))))))))))))))))))))))

Поддержка проекта

Приглашаем

Последняя активность

Константин оставил(а) комментарий на сообщение блога Константин «Говорящий не знает, знающий не говорит»: комментарий к цитате
"Спасибо за комментарий. С первым абзацем полностью согласен. И Йогананда говорил, что Бог — единственный гуру. И что он делает, что Он ему говорит. Он действует через Йогананду. «Христиане никогда не станут Христами. Буддисты никогда не…"
2 час. назад
Эль оставил(а) комментарий на сообщение блога Яцковская Шанти Здесь и Сейчас..
"Эти мысли мне в очередной раз навеяли старые блоги и, особенно, комментарии участников. В последние дни я читала их… И вновь приходила к тем же выводам."
2 час. назад
Эль оставил(а) комментарий на сообщение блога Яцковская Шанти Здесь и Сейчас..
"Почему не произошли те качественные изменения, которых все так ждали? Это в контексте мифа о переходе 2012? Нет, это в контексте того, чем делилась здесь Шакти. И ведь все это свойственно было не только ей одной: эти настроения, новые ощущения,…"
2 час. назад
Синий Кин оставил(а) комментарий на сообщение блога Константин «Говорящий не знает, знающий не говорит»: комментарий к цитате
"Лично я не люблю слово "проповедь", оно давно набило оскомино. Я бы даже сказал, дискредитировало себя. Для меня проповедь воспринимается так, словно тебе хотят что-то впарить, продать, обработать мозги. Если смотреть беспристрастно, в 95%…"
2 час. назад
Сообщение блога, созданное Константин

«Говорящий не знает, знающий не говорит»: комментарий к цитате

Всю жизнь это чувствовал, но в последнее время показалось, что перестаю знать, когда перестаю делиться. Может быть, было накопление, и индивидуально.Если бы в мире никто ничего не сказал и не написал, было бы хуже.Иногда мысль может быть полезной для другого человека.Но я согласен, что пример выше высказываний («Моя жизнь — моя проповедь», М. Ганди), но пример видят ограниченное количество людей, а текст могут увидеть многие. И мне многое дали тексты классических писателей, выдающихся людей и…Посмотреть еще
2 час. назад
Эль оставил(а) комментарий на сообщение блога Синий Кин Вы уже являетесь Христосознанием
"Очень сильно сказано про диктатуру! И про умаление человека в самом себе, покуда он ищет силу, власть, мощь— вовне. Именно то непонимание сколь БОЛЬШЕЕ находится в нем самом и не дает человеку расшириться в этого БОЛЬШЕГО…"
2 час. назад
Лариса оставил(а) комментарий на сообщение блога Яцковская Шанти Здесь и Сейчас..
"А про качественные изменения-согласна с Кином. На них нужно поработать, а не ждать, что все само собой произойдет."
3 час. назад
Синий Кин оставил(а) комментарий на сообщение блога Яцковская Шанти Здесь и Сейчас..
"Почему не произошли те качественные изменения, которых все так ждали? Это в контексте мифа о переходе 2012? Если да, то ответ простой - это были нереалистические, идеализированные ожидания. Это было ожидание некого внешнего "чуда". Что по…"
4 час. назад

© 2024   Created by ADMIN.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования