В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, слово «принять» имеет 18 значений, или возможностей его применения.
Если обобщить все перечисленные ими значения – принятие будет противоположностью избеганию, нежеланию что-либо видеть, слышать или знать. Здесь важно подчеркнуть: не сопротивлению, а именно избеганию. В некоторых источниках принятие в психологии противопоставляют сопротивлению, что не совсем точно отражает сам принцип принятия. Например, принять удар это не уклонение от удара, а прямое сопротивление. Выходит, сопротивление иногда может быть даже тождественным понятием.
Еще одним доводом могут быть синонимы слова принять, которым больше всего соответствуют слова – брать или взять. Всех их объединяет понятие близкого контакта с тем или иным объектом, событием, действием и так далее. Сопротивление почти всегда предполагает близкий контакт (взаимодействие или противодействие), где принятие играет важную роль, так как именно принятие помогает человеку вместо избегания проблем видеть их, контактировать с ними, и искать пути их решения. Это в психологии и называют – принятие проблемы. То есть признание самого факта её существования.
По сути, принятие в психологии – подразумевает адекватное виденье ситуации. Всё, что мы принимаем, воспринимается как данность, но не становится частью нас, скорее это будет как вызов (из серии принять удар). Например, принятие риска или принятие ответственности в этом и заключается. Принимаем — значит, осознаём всё, что за этим стоит, и знаем, что этому можно противопоставить. Это осознанное действие в осознанной ситуации.
Принятие или непринятие объективной реальности имеет самое существенное влияние на качественное принятие решений. Принятие решений — это процесс рационального или иррационального выбора альтернатив. Рациональный выбор возможен только при адекватной оценке ситуации, то есть – принятии ситуации.
Очень часто принятие ситуации усложняется страхом перед неизбежным. Страх – это ещё одна причина, которая мешает нам объективно смотреть на вещи. Хорошим примером здесь могут бытьстадии принятия, которые Элизабет Кюблер-Росс выделила у пациентов после извещения их о неизлечимой смертельной болезни.
Стадии принятия, описанные выше, показывают нам не только как происходит принятие смерти. Большинство из нас в той же последовательности принимает всё, к чему не был готов раньше. Мягко говоря, мы не очень охотно принимаем объективную реальность, если она нам угрожает чем-то неприятным. И тогда в работу включаются защитные механизмы. Вкратце, это наша неосознанная способность искажать реальность, делая её более удобной для нашего эго. Объективно, это напоминает стратегию страуса, который во время опасности зарывает голову в песок, полагая, что таким образом он надёжно спрятался.
Последствия избегания проблем с помощью защитных механизмов, хорошо описаны Зигмундом Фрейдом и его последователями.
В основе представления о механизмах психологической защиты личности, лежит мнение о том, что наше Эго может сопротивляться всякому напряжению, даже без нашего осознанного участия. То есть, если возникает что либо, на внутреннем уровне вызывающее конфликт ценностей, нежелание принять неизбежное или очевидное, и многое другое нарушающее наш душевный покой, наше Эго, ищет способы, сопротивления этому. Именно то, что психологические защитные механизмы направлены не на решение, а именно на сопротивление возникающим внутренним проблем, является причиной их деструктивного, разрушающего воздействия на наше душевное состояние.
Например, если мы чувствуем себя ущербными на работе, постоянно унижаясь перед начальством, наше Эго может выбрать одну из форм защиты от внутриличностного конфликта:
Как вы заметили из приведённых примеров, основной характер защитных механизмов это отрицание или искажение объективной реальности. Такой подход естественно не может помочь нам избавится от проблем и ведёт только к ухудшению душевного состояния.
Единственным исключением из всех механизмов, представляет сублимация. Сублимация, это способность нашей психики энергию внутреннего напряжения перенаправлять в конструктивное или созидательное русло, например в творчество.
Ещё можно выделить защиту, которая может иметь и конструктивный и деструктивный характер, это компенсация. Например, человек с низким ростом может искать себе применение в области, где его низкий рост будет преимуществом, или чувствуя себя в ущербном положении добиваться власти, чтобы продемонстрировать своё превосходство над другими.
Это только краткое описание основных видов защитных механизмов личности. На сегодняшний день их было описано более двух десятков, но чёткой общепризнанной классификации пока не существует. Эти механизмы присутствуют у каждого из нас, комплексно и в разных проявлениях, с разной последовательностью их применения, в зависимости от личного субъективного опыта. Иногда наша привычная модель защиты даёт сбой, и тогда мы используем ту, что была сформирована ране, а потом ту, что ещё ранее и так далее. Это тоже разновидность защитного механизма под названием – регрессия.
Итак:
Принятие ситуации – это способность адекватно соотнести желаемое с действительным.
Таким образом, мы действуем по принципу:
Берёшь то, что у тебя есть, и делаешь то, что тебе нужно.
Берёшь то, что у тебя есть – значит принимаешь, по-другому никак.
Человек получает только то, что способен принять.
Как всегда, начинать стоит с себя или с принятия себя. Принятие себя – как вы уже догадались, это виденье себя такими, какими мы являемся на самом деле. Это, прежде всего адекватная самооценка, которая, например, в духовном аспекте соответствует смирению.
Принятие человека, или просто принятие других из той же области. Здесь на первое место выходит наш эгоизм. Обратите внимание, Эго хоть и является корнем слова эгоизм, при этом не является корнем зла, это важно. Эго происходит от латинского ego, что в переводе означает просто «Я». То есть, бороться с эго — это равносильно борьбе с собой, что не всегда имеет смысл. Проблема не столько в эго, сколько в эгоизме, концентрации на своей персоне и превознесении себя над другими. Это мешает адекватной оценке себя и всего что нас окружает. Если мы начнём подавлять своё эго (как корень зла), это приводит к самоуничижению, или заниженной оценке себя и на фоне этого завышенной оценке окружающих.
Принятие себя прямо-пропорционально отражается на принятии других.
Надеюсь, выше изложенный материал достаточно подчёркивает, насколько принятие себя, принятие другого и принятие жизни в целом, важно для нашего развития и роста во всех сферах нашей жизни. И всё-таки, напоследок я сошлюсь на четыре благородные истины, которые сформулировал один из самых великих учителей человечества, Будда Шакьямуни.
Человек так устроен, что новые слова (в смысловом значении) поначалу воспринимает буквально. Например, принятие это значит взять что-то на себя, или сделать это частью себя. А вот смирение в повседневной жизни воспринимается как покорность, или желание оставить все как есть, потому, что ты здесь ничего не решаешь. Странно, ведь если само слово смирение воспринимать буквально, то это будет значить — жить С МИРОМ. А какой тут может быть мир, если ты стоишь перед лицом фатума? В общем, что-то тут не клеится.
В последнее время такие понятия как смирение и принятие, стали очень популярны, одни у духовных лиц, другие у психологов, и говорят они почти об одном и том же.
Смирение с древнейших времен было одним из самых главных добродетелей почти во всех религиях, но его истинное значение почему-то стало раскрывается только в последнее время. Конечно, новые времена диктуют новые парадигмы и понятия, но что касается смирения, это скорее возрождение его изначального смысла.
Если мы посмотрим в словари то увидим существенную разницу в толкованиях этого слова, например в словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова: «смирение – это отсутствие гордости, подчинение чужой воле». В духовных источниках смирение рассматривается как противоположность гордыне, и почитается как возможность отрезвить свой ум. Мне как психологу, сразу резонирует аналог самооценки. Действительно, гордыня (в понимании духовных лиц) — это всегда завышенная самооценка и эгоизм, а смирение — это трезвое восприятие себя и окружения, то есть адекватная самооценка. Это важный момент, в понимании этого слова. Смирение это не самоуничижение и подчинение чужой воле (заниженная самооценка) а именно трезвый взгляд на мир и на себя в этом мире.
Смирение – это когда человек живет в гармонии С МИРОМ.
Комментарий
Согласна, Саша)
Выход за пределы становится возможным по освоении этих самых пределов. Мы выплёскиваемся от избытка, а не от недостатка.
Мне многое понять в своё время помогло слово "изжить"...
Ааа, Лена, почитал статью о принятии.
С психологией всё гут :)), но больше понравилось Ошовское:
"Не привносите никаких категорий, никаких оценок. Стоит вам увидеть тот факт, что вы именно таковы, вдруг все проблемы исчезают"
И вот почему понравилось : принятие, смирение - это всё неплохо, но это вся та же деятельность эго.
Это хорошо для монаха.
Ошо же предлагает выйти за пределы принятия и смирения.
Это более радикальный, тотальный шаг.
Правда, выход за эти пределы вне логических объяснений.
Остается пилить гирю, ведь она же , по словам классиков- золотая: )))
Отдавание себя и отдавание другого-новая парадигма, которая только что пришла! (улыбка)
Она не противоречит теме, которая рассмотрена в блоге.
Принимая себя и другого, мы делаем отдавание на Волю Бога происходящее точно также , как отдавая, мы принимаем Волю Бога.
Смирение это не самоуничижение и подчинение чужой воле (заниженная самооценка) а именно трезвый взгляд на мир и на себя в этом мире.
Трезвение - сокровенное познание Божественных Таин, исполнение всякой заповеди
Во всем нужна трезвенность, чтобы и те блага, какие, повидимому, мы имеем, не обратились нам во вред. Преподобный Макарий Египетский (33, 144).
Трезвение-это духовное художество; если долго и с постоянным усердием им заниматься, оно, с Божией помощью, совершенно избавляет человека от страстных помыслов, слов и дурных дел и дарует верное познание Непостижимого Бога насколько это возможно для нас. Трезвение - сокровенное познание сокровенных Божественных Таин, исполнение всякой заповеди Божией, приобщение ко всякому благу будущего века (67, 165).
Трезвение есть и лествица к созерцанию. Оно же учит нас направлять движения трех сил души (то есть мыслительной, раздражительной и желательной) и твердо хранить чувства. В трезвящемся ежедневно возрастают главные добродетели: мудрость, мужество, воздержание и справедливость (67, 165).
Трезвение есть утверждение помысла и стояние его у дверей сердца, так что он видит, как подходят чуждые помыслы, эти воры, скрадывающие ум; слышит, что говорят и делают эти губители, и каким образом демоны предполагают обольстить ум, увлекая его в мечтания. Если мы полюбим труд трезвения, оно очень основательно и внятно покажет искусство мысленной брани и доставит опытность в ней (67, 166).
Один способ трезвения-неотступно следить за мечтанием, или за прилогом, ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы и прельщать ум. Другой-хранить в сердце глубокое молчание, сделать его безмолвным для всего и молиться. Еще один способ - непрестанно в смирении призывать на помощь Господа Иисуса Христа. И еще один-иметь в душе непрестанное памятование о смерти. Все эти делания... подобно привратникам, возбраняют вход дурным помышлениям (67, 168).
Как блага, приятна, светла, сладостна и прекрасна добродетель трезвения, Тобою, Христе Боже, направляемая и человеческим умом проходимая в великом смирении. Ибо она до моря и глубины созерцаний простирает свои ветви и до рек сладких Божественных Тайн-отрасли свои (Пс. 79, 12), напояет (орошает, освежает) ум, с давнего времени палимый нечестием лукавых бесовских помыслов и неистового мудрствования плоти, которые несут смерть. Трезвение подобно лествице Иакова, на верху которой восседает Бог и по которой ходят Ангелы. Оно исторгает из нас всякое зло, отсекает многословие, злословие, оклеветание и весь список чувственных страстей, не желая и на короткое время лишиться собственной сладости (67, 177).
Как без пищи и питья невозможно жить на земле, так без хранения ума и чистоты сердца-что называется трезвением-невозможно душе достичь чеголибо духовного и угодного Богу или избавиться от мысленного греха, даже если бы кто-нибудь страхом мук принудительно удерживал себя от согрешения делом (67, 189).
Начало трезвения ума - воздержание в пище и питии, отвержение и отсечение всяких помыслов и сердечное безмолвие (67, 203).
Когда, с помощью Иисуса Христа, мы укрепимся в трезвении, тогда сначала появится в нашем уме как бы светильник, озаряющий наши мысленные стези; потом как бы луна в полном свете взойдет на тверди сердечной; и наконец-как солнце, нас озарит Иисус, сияющий правдою, то есть явивший Себя Самого и Свои всесветлые светы созерцаний (67, 203). http://pagez.ru/ds/trezvenie.php
Благодарю Елена Светлая, за блог!
Проблема в том, что вы не принимаете себя. Можете назвать это манией или как вам угодно, но вы не принимаете себя таким, как вы есть. Вы хотите улучшить, усовершенствовать себя, и в этом суть проблемы.
Улучшить, усовершенствовать себя невозможно. Само понятие «самосовершенствования» ошибочно. Оно никогда ещё никому не удавалось... и не может удаться. Оно невозможно по самой природе вещей. Никому никогда не удавалось улучшить себя, потому что каждый уже является тем, кем он способен быть, так что нужно расслабиться и принять это. Если вы таковы, значит вы таковы.
Если вы примете это, всё начнёт меняться. И я не говорю, что всё улучшится, я говорю: начнёт меняться. Изменение — это совершенно нейтральное понятие. В улучшении есть жадность, в улучшении есть эго. В изменении... совсем как сменяется лето и приходят дожди, дожди сменяются и приходит зима; времена года сменяются, но не улучшаются, не совершенствуются.
Весь западный ум глубоко увяз в идее прогресса. Эволюция существует, но не существует прогресса. Эволюция также не является правильным словом, потому что оно также даёт идею, как будто нечто эволюционирует в более высокое состояние. Ничто никуда не идёт — всё там, где оно есть.
На Востоке у нас есть идея движения по кругу... циклического изменения. Колесо — это восточный символ. Колесо есть на индийском флаге. Это буддийская идея, и в ней большой смысл. На западе вы представляете жизнь линейно, жизнь у вас развивается по линии: эволюция, прогресс, улучшение. Всё становится лучше! Ничто не становится лучше, ничто не становится хуже, всё есть так, как оно есть. Всё всегда было таким, как оно есть, и будет таким, как оно есть. Вы можете стать очень нервным и беспокойным, если вы придерживаетесь этой идеи прогресса.
Так что на социальном уровне на Западе доминирует идея социального прогресса, а на индивидуальном уровне — идея самосовершенствования, улучшения себя. На американском книжном рынке такое количество книг о том, как улучшить себя и как преуспеть, и как стать одним, другим и третьим, что просто диву даёшься. На всём Востоке, за пять тысяч лет, мы не создали ни единой книги о том, как преуспеть и как усовершенствоваться, и даже как завоёвывать друзей и оказывать влияние. Мы не написали ни единой книги! Мы считаем, что всё существование циклично.
Никакой мании нет, потому что сама идея того, что вы отделены от этой формы, ошибочна. Вы есть эта форма! Вы есть то, от чего вы хотите освободиться.
Вы создаёте трудность, которая непреодолима. Как вы можете освободиться от себя? Это вы сами! Представьте, если бы роза захотела, чтобы на ней не было роз, если бы розовый куст пришёл бы ко мне и сказал: «Ошо, я страдаю розовой манией: я всегда расцветаю розами!» Мм? Что за чепуха! Это не мания, это то, каковы вы есть.
Я сказал бы розовому кусту: «Благословляю тебя: продолжай расцветать розами — пусть будет как можно больше роз, — и забудь всю эту чепуху! Никакой мании нет. Это твоя природа».
Если вы осознали этот факт, и идея самосовершенствования и самоулучшения отброшена, внезапно вы свободны. Для меня стать абсолютно свободным от всех улучшений, быть абсолютно свободным от всей чепухи — роста, самосовершенствования, становления, достижения больших высот, сиддх, оккультных и эзотерических сил — значит стать просветлённым. А стоит вам покончить со всей этой чепухой — ведь это просто смешно, — стоит вам сказать: «Я таков, если я розовый куст, я буду розовым кустом. И почему не быть розовым кустом счастливо? Зачем расстраиваться? Зачем становиться невротичным и ходить к психоаналитику? Я розовый куст. Бог предназначил мне быть розовым кустом, так что я буду розовым кустом. Теперь я буду счастливым розовым кустом», и проблемы нет, потому что нет разделения.
Моё предложение: просто будьте собой. Не привносите никаких категорий, никаких оценок. Стоит вам увидеть тот факт, что вы именно таковы, вдруг все проблемы исчезают. Проблемы создаются искусственно. Вы выдумываете их на пустом месте. Если всё происходит так, а не иначе, так оно и должно быть: пусть происходит.
Ошо
Для меня в этой статье цЕнна оказалась вот эта мысль:
Если обобщить все перечисленные ими значения – принятие будет противоположностью избеганию, нежеланию что-либо видеть, слышать или знать. Здесь важно подчеркнуть: не сопротивлению, а именно избеганию. В некоторых источниках принятие в психологии противопоставляют сопротивлению, что не совсем точно отражает сам принцип принятия. Например, принять удар это не уклонение от удара, а прямое сопротивление. Выходит, сопротивление иногда может быть даже тождественным понятием.
Добро пожаловать в
ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света)
Регистрация
или Вход
© 2024 Created by ADMIN. При поддержке
Вы должны быть участником ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света), чтобы добавлять комментарии!
Вступить в ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света)