Из всех добродетелей самая редкая — справедливость. На десять великодушных людей приходится один справедливый человек.
Франц Грильпарцер
------------
Ничто не урегулировано окончательно, пока не урегулировано справедливо.
Авраам Линкольн
------------
Мудрость дороже золота, но честность, справедливость и достоинство важнее всякой мудрости.
Али Апшерони
-------------
В мире столько вещей более важных, чем уязвлённое самолюбие, ревность или несчастная любовь! Например, стремление к правде и справедливости. Нравственная чистота. Самопожертвование во имя справедливости.
Борис Акунин
--------------
Те, кто утверждает, что идея может пробить себе путь без насилия, — фантазеры. Справедливый порядок на земле не установишь без насилия. Группы людей, заинтересованные в несправедливом порядке, не сдадутся, пока их не сломят силой. Лион Фейхтвангер
--------------
Закон — это меньше, чем справедливость.
Борис Акунин
--------------
Комментарий
Идживи! Не существует большего могущества и силы, как Любовь Бога. Единство Тройственности Любви, Могущества и Мудрости. Там, где проявляется тройственность этой абсолютной и безусловной Любви Бога, там Тьма и Страх уходят... "Да Будет Воля Моя!"
“ Может ли гнев быть добродетельным?
» Здесь есть одно отличие,— сказал Далай Лама.— В тибетском языке существуют два близких по значению слова— кхонгдро и шеданг. Шеданг чаще всего переводится, как «ненависть»,
кхонгдро часто переводится, как «гнев».
На самом деле существует несколько видов гнева, которые вызываются состраданием, и в этом случае гнев оказывается следствием крайне возбуждённости состояния ума, но я убеждён в том, что это не ненависть или шеданг. Мотиватором этой эмоции является сострадание, хотя оно и проявляется как один из видов гнева.»
»Следовательно, такой гнев является позитивным и не мешает воспринимать реальность такой, какова она есть»,— заметил Франсиско Варела.
”
(«Деструктивные эмоции. Научный диалог с Далай Ламой»)
Продолжу предыдущий свой комментарий с диалогом Далай Ламы..
И, возвращаясь к связке праведный гнев— сострадание,
видим, как рождает она собой единую составляющую: сострадательный гнев,
Здесь важно отметить, что равновесие Ума и Сердца — не тождественно равнодушию и ровному взиранию на все то Зло и всю ту несправедливость, что происходят в мире.
И, что покой в душе не равнозначен с-покой-ному отношению ко всем бесчинствам, агрессии и лжи.
Очень показательным в этом является наше отношение к эмоциям, поскольку именно не покой, а движение энергии выражает суть эмоций:
Эмоция
e- motion: движение энергии
e— energy/ энергия
motion — движение
И, интересно будет вернуться к дискуссии Далай Ламы с учёными на конференции, посвящённой деструктивным эмоциям , которая проходила в рамках регулярных Научно- Религиозных Встреч в резиденции Далай Ламы.
“
Выступает один из участников профессор Оуэн Фланаган:
«… Мой вопрос звучит так: согласны ли вы с тем, что негативно окрашенные эмоции следует отличать от деструктивных? Мне кажется, что большинство из нас в конце концов могут сказать, что бывают случаи, когда вполне уместно переживать печаль по поводу определенной ситуации, и более того, было бы бесчеловечно испытывать какие- то другие чувства.
Было бы странно не испытать гнев или возмущение при виде жестокого обращения с ребёнком.
Было бы странно, если бы мы никогда не испытывали страха.
Эти негативные состояния или эмоции могут становиться деструктивными, мы хотим избавиться от них как можно быстрее. Но если взять, например, гнев, то одна из его функций заключается в том, чтобы заставить кого- то прекратить делать что- то и в результате позволить вам обоим жить дальше.
Моя позиция совпадает с доктриной умеренности Аристотеля.
На мой взгляд, то, что делает конкретное эмоциональное состояние деструктивным, должно быть каким- то образом связанным либо с излишком эмоций, либо с недостаточностью ее проявления.
У человека, который не реагирует с определённой степенью эмпатии на страдания другого, наблюдается дефицит эмоций. У человека, который в течение месяца безостановочно оплакивает чей- то проигрыш на фондовой бирже, есть противоположные проблемы»
[..]
Далай Лама отвечает:
»Если говорить [о факторах, характеризующих эмоции],
то заметите среди них несколько переменных — изменяемых факторов, которые называются так, потому что в зависимости от прочих условий, они могут становиться то положительными, то отрицательными,
то конструктивными, то деструктивными.
В их число могут входить страх, печаль и многие другие эмоции, которые мы не можем однозначно причислять к конструктивным или деструктивным…»
•
(«Деструктивные эмоции. Научный диалог с Далай Ламой»)
Бой без гнева
Притча в изложении Ошо
Это случилось во время Омара, великого исламского халифа. Он боролся со своим врагом в течение 30 лет. Враг был очень силён и битва продолжалась всю жизнь. В конце концов, случилось однажды так, что настал благоприятный случай: враг упал со своего коня и Омар прыгнул на него со своим копьём. Всего лишь за секунду копьё могло пронзить сердце врага и всё было бы кончено. Но в этот момент враг сделал одну вещь: он плюнул Омару в лицо и копьё остановилось.
Омар коснулся своего лица, поднялся и сказал врагу:
— Завтра мы начнём сначала.
Враг был в замешательстве. Он спросил:
— В чём дело? Я ждал этого момента 30 лет, я ждал, надеясь, что когда-нибудь я приставлю копьё к твоей, груди и всё будет кончено. Такое везение так и не пришло ко мне, но оно пришло к тебе. Ты мог бы покончить со мной в один миг. Что случилось с тобой?
Омар сказал:
— Это была не обычная война. Я дал обет, суфийский обет, что буду сражаться без гнева. В течение 30 лет я сражался без гнева, но теперь гнев пришёл. Когда ты плюнул, я лишь на миг почувствовал гнев и всё это стало личным. Я хотел тебя убить, в это вошло эго. До этого момента, в течение 30 лет, вообще не было никакой проблемы: мы сражались по некой причине. Ты был не мой враг, это никоим образом не было личным. Я никоим образом не был заинтересован в том, чтобы убить тебя, я просто хотел выиграть дело. Но сейчас, на миг, я забыл о причине: ты стал моим врагом, и я хотел тебя убить. Вот почему я не могу убить тебя. Итак, завтра мы начнём снова.
Но битва так и не началась снова, так как враг стал другом. Он сказал:
— Теперь научи меня. Будь моим мастером и позволь мне быть твоим учеником. Я тоже хочу драться без гнева.
Вот весь секрет: драться без эго, а если вы можете драться без гнева, тогда вы способны делать без эго всё, так как битва — это высшая точка эго. Если вы можете делать это, тогда вы можете делать что угодно. Но сейчас вы не можете даже любить без эго.
Об отношении Далай- Ламы к праведному гневу:
Далай-лама: Когда религиозные люди сталкиваются с несправедливостью, носящей экономический или какой-то другой характер, они ни в коем случае не должны оставаться равнодушными. (!)
Религиозные люди должны всеми силами стараться решить эти проблемы.
Вопрос здесь в том, как быть с гневом. Существует две его разновидности.
Первый тип гнева возникает на основе сострадания, такой гнев полезен. Гнев, мотивированный состраданием или желанием устранить социальную несправедливость, не направлен во вред другим людям, это хороший гнев; если он у нас есть, это полезно.
Например, хороший родитель, озабоченный поведением своего ребёнка, может говорить с ним очень строго или даже ударить его. Он может быть разгневан, но у него нет ни тени желания причинить своему ребёнку вред.
В японских храмах на алтарях часто устанавливают изображение гневного проявления буддийского божества Ачалы. (Открывает рот, оскаливая зубы в попытке передать облик гневного божества.) Но гнев на лице Ачалы отражает не ненависть или желание причинить вред живым существам, а заботу о них, стремление сделать так, чтобы они исправились, подобно тому, как родитель хочет, чтобы его ребёнок исправил свои ошибки. Как вы справедливо заметили, гнев делает нас более энергичными, решительными, а наши поступки, направленные на исправление несправедливости, более эффективными.
Уэда: Конечно, гнев должен быть подкреплён состраданием.
Далай-лама: Да. Глубинная мотивация – это сострадание, а гнев – это средство достижения цели.
„Самое главное – это популяризировать человеческие ценности как фундамент повседневной жизни через образование…
Уэда: Для того чтобы использовать гнев как мотивирующую силу, должны ли мы трансформировать его в другое, позитивное состояние? Или достаточно поддерживать гнев таким, какой он есть?
…Важно воспринимать буддизм не как религию, а как науку об уме.“
Далай-лама: Вопрос в том, какое состояние ума или мотивация подталкивают человека к действию. Действие, которое мы совершаем, является следствием причины, которая уже существует внутри нас. Если мотивация, побуждающая нас действовать, – это ненависть к другому человеку, тогда ненависть, выраженная в форме гнева, приведёт к деструктивному действию. Такое действие будет негативным. Но если мы действуем, руководствуясь заботой о другом человеке, если наша мотивация – это любовь и симпатия, мы можем действовать на основе гнева, поскольку нас волнует благополучие человека.
Так родители действуют, исходя из заботы о детях. Например, если ребёнок играет с ядом, есть опасность, что он положит яд себе в рот. Это чрезвычайно опасная ситуация, и родитель может закричать на ребёнка или ударить его по рукам, но лишь из искренней заботы о нём, чтобы отвести от него опасность. Как только ребёнок бросит яд, гнев родителя прекратится. Так происходит потому, что гнев направлен на действия ребёнка, которые могут причинить ему вред, а не на самого ребёнка. (!). В таком случае уместно принять необходимые меры, чтобы остановить действия ребёнка, – может потребоваться гнев, окрик или шлепок.
Если же гнев направлен на человека, если мы желаем ему или ей зла, такое чувство будет сохраняться на протяжении долгого времени. Если кто-то пытается причинить вам вред, или вы чувствуете, что вам причинили вред, у вас остаётся негативное отношение к человеку, который это сделал, и даже если он больше не совершает подобных поступков, он всё ещё вызывает у вас неприятные чувства. В первом случае, как только неправильное поведение ребёнка прекращается, гнев родителя исчезает. Эти два типа гнева значительно отличаются друг от друга.
Уэда: В таком случае что можно сказать о гневе, направленном на социальную несправедливость? Будет ли такой гнев длиться очень долго, до тех пор, пока социальная несправедливость не исчезнет?
„Гнев, который возникает на основе сострадания, полезен. Гнев, мотивированный состраданием или желанием устранить социальную несправедливость, не направлен во вред другим людям, это хороший гнев; если он у нас есть, это полезно.“
Далай-лама: Гнев, направленный на социальную несправедливость, сохранится до тех пор, пока не будет достигнута цель. Ему придётся существовать столь долго.
Уэда: Понимаю. То есть человеку действительно придётся поддерживать чувство гнева?
Далай-лама: Конечно. Такой гнев направлен на саму социальную несправедливость, он питает борьбу с ней, и поэтому должен поддерживаться до тех пор, пока не будет достигнута цель. Он необходим для того, чтобы уничтожить социальную несправедливость и дурные, деструктивные действия.
„Если мотивация, побуждающая нас действовать, – это ненависть к другому человеку, тогда ненависть, выраженная в форме гнева, приведёт к деструктивному действию. Такое действие будет негативным.“
Например, негативное или гневное отношение к таким преступлениям китайских властей, как пытки и нарушения прав человека, будет сохраняться до тех пор, пока подобные действия имеют место.
(https://esoterics.wikireading.ru/133049?ysclid=m63s6btmum328321538)
Не следует украшать и выряжать христианство: оно объявило смертельную
войну этому высшему типу человека, оно отреклось от всех основных инстинктов
этого типа; из этих инстинктов оно выцедило понятие зла, злого человека:
сильный человек сделался негодным человеком, "отверженцем". Христианство
взяло сторону всех слабых, униженных, неудачников, оно создало идеал из
противоречия инстинктов поддержания сильной жизни; оно внесло порчу в самый
разум духовно-сильных натур, так как оно научило их чувствовать высшие
духовные ценности как греховные, ведущие к заблуждению, как искушения. Вот
пример, вызывающий глубочайшее сожаление: гибель Паскаля,[10]
который верил в то, что причиной гибели его разума был первородный грех,
между тем как ею было лишь христианство
Фридрих Ницше - Антихристианин- Проклятие христианству
Непрекращающийся спор о Ницше.
Зародившееся в античном мире христианство стало, по утверждению Ницше, религией низших сословий, "подонков" античного общества. Когда христианство перенесло свое влияние на варварские народы, оно сделалось религией более сильных, но неудачливых людей. Главные их чувства, устремления, идеи Ницше обозначает словом ressentiment, что в данном случае значит: злоба, месть, зависть, причудливое соединение комплекса неполноценности и неумеренных амбиций. Льстя человеку, христианство втайне считает его хищным зверем, которого следует приручать. А приручить легче слабого и больного зверя. Делать человека слабым — это и есть «христианский рецепт к приручению, принуждению во имя "цивилизации"» ("Антихрист". Афоризм 22). Ницше критикует христианство за подавление в человеке духовной силы, за догматизм и противодействие свободному началу человеческой природы. В этом обвинении Ницше не оригинален и не одинок — подобные критические нападки на христианство в изобилии встречались в новое время. Но и сама эпоха нового времени, противоречиво объединившая начала демократии и конкуренции, обвинена в том, что она особо благоприятствовала укреплению пробужденного христианством "мира" ressentiment. Следствием оказалась утрата европейскими нациями (особенно немцами, подчеркивает Ницше) тех импульсов к переоценке ценностей, которые дала эпоха Ренессанса.
История философии. Запад-Россия-Восток. Книга третья. Философия XIX — XX в. (Мотрошилова Н.В.)
а вот что Ницше писал на тему слабости:
------------------
4. Что вреднее всякого порока? – Деятельное сострадание ко всем слабым и неудачникам – христианство
5. Христианство взяло сторону всех слабых, униженных, неудачников. Оно внесло порчу в разум духовно-сильных натур, т.к. оно научило их чувствовать высшие духовные ценности как греховные
АНТИХРИСТ Проклятие христианству - Ф. Ницше
-----------
Итак, Европа, по мнению Ницше, опасно больна; в ней нельзя уже найти даже следа чистой инстинктивной мудрости, которая называлась здравым политическим смыслом. Европейские государственные люди в настоящее время -- только льстецы, слуги толпы. Во всех благоустроенных странах, прибавляет Ницше, рабочие образуют особенный класс, отягченный некоторыми тяготами, с которыми они в конце концов мирятся. Подобно китайскому труженику, они смиренны, выносливы, довольны немногим. Но в наше время государственным людям пришла счастливая мысль сделать их солдатами, гражданами, избирателями. Вследствие этого они превратились в важных персонажей, их требования неограниченны и тяжелые условия, которые еще тяготеют над ними, кажутся им невыносимой несправедливостью. Европа точно ошалела; она не знает, куда стремится. Она идет ощупью, в темноте; современные идеи сделали ее тупой. Вы стремитесь, -- говорит он, -- к благополучию слабых, -- но, безумны, кумиры, которым вы поклоняетесь, никого никогда не делали счастливыми. Думаете ли вы, что счастливы эти слабые, эти искалеченные, которых вы освобождаете? Не может быть счастлив тот, кто возмущается против собственного инстинкта, а инстинкт этих слабых заключается в том, чтобы повиноваться, любить руку, которая их ведет, и даже благословлять руку, которая их бьет.
В. В. ЧУЙКО - Общественные идеалы Фридриха Ницше
Быть справедливым - это значит Быть Любящим, стать Любовью, Любовью Всего ко Всему. Любовью абсолютной и без всяких условий. Вспомнить, что ты и Есть эта Любовь в своей истинной реальности Всего, что Было, Есть и ещё только Будет. А это значит - привести в состояние равновесия баланса и гармонии все свои разделённые на противоположности энергии. Быть всегда в состоянии Любви... Иного пути нет.
---------
я не согласен с Вами, Георгий.
Любовь не разрешает гневаться и злиться, защищать себя и свои границы, она говорит, прощайте, принимайте всё, позволяйте другим более сильным людям и Сущностям над Вами издеваться, будьте слабыми. Безусловная любовь - хорошо, но ещё лучше, когда она сочетается с возможностью защищать себя и с чувством справедливости . Бог и его помощники не всегда хотят вмешиваться в дела земные и карма не всегда действует сразу, поэтому тот, на кого нападают имеет полное право на защиту своих границ и своего тела, как психического так и физического. Он может даже требовать или просить у Высших сил защитных ангелов или Сущностей для защиты себя, если находится в притеснённом Сознании.
Мы в определенных случаях говорим : «праведный гнев»,
но я что- то не слышала никогда «праведная злость», «справедливо злиться»
----------------
для меня злость и гнев синонимы. Можно так определить временно, злость - это эмоция, а гнев - это чувство.
Добро пожаловать в
ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света)
Регистрация
или Вход
© 2025 Created by ADMIN.
При поддержке
Вы должны быть участником ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света), чтобы добавлять комментарии!
Вступить в ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света)